Translate

20 октября 2018

В день рождения Артюра Рембо

О нём говорили так много, что, наверное, сказать что-либо ещё было бы нонсенсом. Его называли алхимиком слова и тайным адептом, за ним по пятам следовали с фанатичностью маньяков, но он всё равно ускользал, он писал чистым и вовсе не авангардным слогом (как, например, Ницше, по сути создавший современный немецкий язык, как до этого в сущности создал русский язык Пушкин, у которого был самый большой русский словарь - 50 тысяч слов, т.е. - полный японский словарь и чуть менее половины всего объёма русского словаря, если считать архаику и вышедшие из употребления), а Шекспир - английский язык (ввёл 4 тысячи английских слов - при том, что в обиходе используется всего примерно около 2500)), но при этом совершил революцию во французской словесности - поздние дадаисты и сюрреалисты были лишь дешёвыми подражателями, лишёнными какой-либо революционности. Кто-то говорит, что Рембо был гениальным математиком и использовал некую загадочную систему стихосложения (между прочим, вполне разумная гипотеза), а кто-то списывает всё на визионерские трипы. Наконец, речь заходит о прямой божественной инспирации - о том, что рукою Рембо водили Гермес или Дионис или ещё какой-то добрый бог, каким-то чудом пробившийся сквозь ад вашей мракобесной эпохи. Я едва ли скажу что-то новое в этом плане... Посему я просто представлю два замечательных русских очерка об этом удивительном поэте. (Читает голос-робот, так что извиняйте...)



Если это имеет значение, по-происхождению Рембо был вестфалл, родился в Арденнах и должен считаться не французом, а германцем. Себя же он называл негром: - Je suis une bête, un nègre...*

________
*В мелочной и невероятно докучливой французской критике это толкуется как проявление крайней, радикальной неприязни Рембо к западной, иудеохристианской цивилизации. Будучи фанатиком Античности, языческим неоплатоником и по темпераменту ультраидеалистом, он не нашёл средства отмежеваться от своего окружения иного, нежели назвавшись негром:
"Pour mieux démontrer son innocence, il allègue (comme dans la section 1) ses origines païennes : il est étranger à la morale et à la religion chrétiennes, il ne saurait être condamné au nom de valeurs qui ne sont pas les siennes. Cette étrangeté absolue, cette extériorité à l'égard de la civilisation occidentale, Rimbaud la résume par le mot "nègre" : Je suis une bête, un nègre.

Le "nègre", dans la vision du monde qui est celle de l'occident chrétien, étant l'immoralité, l'irréligion, le Mal incarnés, le damné retourne l'insulte contre ses accusateurs en les traitant à leur tour de "nègres", car ils sont aussi cruels et aussi barbares qu'eux. Mais ce sont des "nègres" qui s'ignorent et, surtout, ils n'ont pas l'excuse, qu'ont ces derniers, de ne pas avoir été christianisés. Pour cette raison, ils ne sont pas de vrais "nègres" et c'est ainsi, sans doute, qu'il faut comprendre l'insulte : Vous êtes de faux nègres" (http://abardel.free.fr/petite_anthologie/mauvais_%20sang_5.htm)

Комментариев нет:

Отправить комментарий