Translate

27 апреля 2019

Master's Hammer: Пражский мистицизм (полный обзор творчества 1987-2018 гг.)

Интродукция



Уникальное творчество симфонического Блэк-Метал проекта Master's Hammer озадачивало с первых же дней своего существования и остаётся загадкою по сей день. Несмотря на заверения самих музыкантов о том, что ничего серьёзного в их помыслах не было и они, создавая свои шедевры, "просто от души повеселились", у нас есть основания подозревать некоторые глубинные основы данного творчества, ибо Средневековые мотивы, громыхающие звуки литавр, академическое построение композиции, старочешский язык и общая эстетика Градчан (Старого Города Праги) создают неповторимую и упоительную атмосферу, совершенно беспрецедентную во всём жанре. Master's Hammer (название подразумевает молоток грандмастера, председательствующего на масонском собрании) были не первой чешской метал-группой серьёзного калибра, но первой, которая в качестве концептуального ядра стала использовать эстетику Старой Праги - культурного центра Европы в XIII-м веке (когда Жечпосполита Польска, рефлексируя о славном Скифо-Сарматском прошлом от берегов Волги до Мадрида, ещё только набирала свою мощь, чтобы стать самым могущественным государством Европы Средневековья) - и исполнять композиции на архаичном чешском языке, что также является колоритным даже с академической точки зрения. Дело в том, что славянские языки гораздо более конструктивны и полновесны, чем германские (включая английский); здесь убогими вяканьями типа "хау ду ю ду" не обойдёшься, - чтобы выразить это самое "хау ду ю ду" в чешском, польском или русском, нужно выстроить весьма громоздкое предложение. Иначе говоря, разбивка слов в славянских языках совсем иная, чем в примитивных германских, что обусловливает размер композиции, а значит - её ритм. Как правило, это тяжёлое, весомое анданте (средне-быстрый темп), нередко принимающее маршевый размер (что нонсенс само по-себе в слабых языках, вроде негро-американского или какого-нибудь норвежского, которые едва тянут какой-нибудь ублюдочный хип-хоп), а в случае с Master's Hammer это ещё и литавры - впервые, между прочим, использованные в метал-музыке (почти сразу эту идею подхватили италийские обезьяны Opera IX, но это уже суррогатная отработка для недалёких и вечно отсталых; мне не известна ни одна итальянская или фрацузская группа, которая хоть раз предложила бы что-то своё - всегда это какое-то дешёвое обезьянство, похабное и пустоголовое, как и всё у южных популяций). Естественно, в дополнение ко всему чешские оккультисты выработали и уникальное звучание, некий гротескный вариант чёрной симфонической музыки, некоего Среневекового ансамбля в стиле macabre. Ещё и сейчас не прошло это впечатление. - Так же в полушокированном состоянии фанаты восприняли примерно в то же время удивительные пьесы Bal-Sagoth и Angizia, о которых обезятельно будет речь особо. Да, такие проекты можно расценивать как последние проблески европейской культуральности, ибо ныне, в наступившем году 2019-м, есть все основания ожидать самой мрачной участи Европы, на этот раз уже бесповоротно и окончательно, ибо час настал...

Обзор творчества группы Master's Hammer

1987 - The Ritual Murder (Demo) Начинали Master's Hammer под явным влиянием недавно вышедшего альбома "Deathcrush" Mayhem. Если бы на этом дело и закончилось, то никто б и не вспомнил о том, что была такая группа. Однако это было только лишь начало...

1988 - Finished (Demo) Следующая демо-лента начинается очень мрачным интро, которое переходит в молотобойный Блэк-Метал в духе самых сырых образцов. Очень сильный привкус Hellhammer и ранней норвежской волны.

1989 - The Mass (Demo) Эта демо-запись также начинается с фунеральной органной заставки, не лишённой некоторой интриги. Master's Hammer - это те ребята, от которых всегда можно ждать сюрприза...) С этой записи и начинается тот самый оригинальный и неповторимый Master's Hammer, который мы знаем и любим. То есть группе понадобилось всего два года, чтобы найти свой собственный путь. Получилось это очень замечательно, несмотря на сырую запись. В этой ленте мы слышим характерное анданте, частое у славянских групп, мрачную тяжеловесную ритм-секцию и грохот литавр, которыми заправлял товарищ с очень чешским именем Ян Прбл.

1990 - The Fall Of Idol (Demo) Качество этого демо уже получше, но пока ещё на достаточно сыром уровне. В композициях чувствуется зрелость и уверенность. Идёт отработка материала, необходимая для реализации масштабных и фундаментальных работ. Группа всё ещё не готова к выпуску полноформального альбома.

1991 - Ritual Лишь в 1991-м группа издаёт полновесный альбом в превосходном качестве записи. Здесь наконец-таки раскрывается в полном объёме уникальный вокал Франтишека Шторма - идейного вдохновителя проекта (с некоторым закосом под Даймонда Кинга в имидже). Сложная конструкция композиций требует студийного качества, ибо в кустарной записи всё это терялось. Теперь можно погрузиться в атмосферу этих песен, что называется, с головой. Даже сейчас это звучит весьма грандиозно...

1992 - The Jilemnice Occultist Наконец, в 1992 году выходит тот самый альбом, который уже навсегда прославил коллектив. Трудно сказать что-то ещё, помимо сказанного ранее. Это грандиозный, очень мощный, фундаментальный и абсолютно оригинальный композит, подобного которому не было ни до, ни после во всём жанре метал-музыки. К этому моменту Master's Hammer были в зените и использовали это так, как понимали - изначальное название работы "Jilemnicky Okultista" было заменено на англоязычное "The Jilemnice Occultist", но всё остальное, к счастью, осталось без изменений, ибо если бы хаммерцы ещё и на английский бы перешли, то получилось бы, ясно дело, полное г. Не в последней мере благодаря чешскофонности группа стала знаменитой, более того - именно размер чешского речитатива оформил и саму композицию, ибо в английском такая масштабность совершенно не нужна (и никогда не была представлена в образцах, кроме разве что Bal-Sagoth местами, - единственное, чем они интересны).


1995 - Slagry 1995-й был годом, в котором, по мнению одних, закончился настоящий Блэк-Метал, а по мнению других - Блэк только начался. Я придерживаюсь стороны первых, поскольку, по моим выкладкам, волна Блэка пришлась на период нахождения Урана в знаке Козерог (1989 - 1995 гг.), и я многократно расписывал это подробно. Как бы то ни было, почти все в 95-м году играли Блэк-Метал - это был триумф, единственный истинно революционный стиль метала, в котором скрестились мечи левых (во главе с Mayhem) и правых (которых представлял Bathory), сторонников абсолютного Хаоса и чистой анархии и, напротив, милитаристского Орднунга и жёсткого социал-дарвинизма. - От Норвегии до Израиля, от Турции до Германии, посреди болот Суоми и по деревням Руси Великой, в саунде раннего Средневековья или в новейшем электронном Кибер-Метале, на крайних перифериях - в США и Австралии, и в центре событий - в Польше и Австрии, - везде и всюду громыхал Блэк-Метал. Куда бы ты ни глянул, куда б ни бросил взгляд - всюду Блэк, всюду Кроули и Лавкрафт; безумные, прекрасные глаза, и наконец-таки сказаны слова, за которые были готовы умирать и убивать... Пардон за лирическую ноту, но Вы ведь понимаете, что не забывается такое никогда. И вот, наши герои издают третий свой полноформатный альбом под названием "Slagry". А мы уже знаем, что от безумных пражских масонов, помешанных на алхимии и спиритизме, можно ожидать категорически чего угодно. И на этот раз Master's Hammer выдали порцию какого-то придурковатого шансона - чего уж точно никто не ожидал...) На самом деле многие были разочарованы, я хорошо помню, как у многих тогда прикипело от того, что Master's Hammer оказались такими легкомысленными и записали чёрт пойми что. Однако всё оказалсь не так просто...

2007 - Airbrusher [Airbrusher] Спустя 12 лет скучающий Франтишек решает записать сольный альбом в духе синти-попа. Вероятно, это была попытка раскрыться как певец лёгких жанров)


2009 - Mantras А затем ни с того, ни с сего Master's Hammer выдают новый альбом, выдержанный в своём коронном стиле. - Молотобойные развёрнутые композиции с громыханием литавр и уникальным голосом Франтишека Шторма. Некоторый привкус коммерциализма не портит своеобразные аранжировки коллектива. - Master's Hammer одна из немногих групп, которые интересно слушать с академической точки зрения.


2012 - Vracejte Konve Na Misto Следующий альбом, вышедгий после трёхлетнего молчания. я ждал с немалым нетерпением. Я знал, что идёт работа над новым альбомом, и знал, что он будет серьёзным. Так и оказалось: это один из самых фундаментальных альбомов проекта, и где-то тут можно было бы ставить точку. Однако у Франтишека и Ко были свои планы...


2014 - Vagus Vetus Альбом выдержан абсолютно в том же духе, что и работа 2012-го (собственно, почему я и сказал, что это финал в творчестве, очевидно). К счастью, коммерческий привкус отсутствует совсем, а общий тон выдержан в какой-то волнующей сюрреаличности. О том, что Master's Hammer просто интересно слушать, я уже говорил не единожды, однако повторю ещё раз, ибо альбом неплох. (Заметьте, что к этому времени уже никто из старых Блэк-Метал групп не создавал ничего интересного - все поголовно играли коммерческий шлак или просто г-но (как псевдо-"mayhem")).


2015 - Necrotica [Mortal Cabinet] Интересный проект Mortal Cabinet был создан Франтишеком Штормом совместно с товарищем Мартином Полом из подобающего прожекта Sodoma Gomora. Некий мрачный синти-поп с сильным привкусом хоррор-кора - сладострастный пересказ де Сада и Кроули, а также и кое-что забавного от себя)


2016 - Formulae Казалось бы, ну на этом уж точно всё? От Master's Hammer остался почти один только Франтишек, которому уже стукнуло 50, - возраст, когда голос теряет свои качества и становится натужным и тухлым. Что же ещё можно сотворить на ниве своих дум?) Окахывается, очень даже неплохой материал можно создавать и в эти годы! Вопреки возможным предположениям, "Formulae" - отличная, весьма замечательная работа. Однако голос Франтишека Шторма действительно несколько сел и кажется натужным. Увы, это просто возраст... (В рок-музыке, как и в боксе, бьются до 34-х лет, после чего приходит новая шпана и стирает тебя с лица земли).


2018 - Fascinator Наконец, последний на данный момент альбом, записанный уже пожилым инициатором, однако всё с тем же неугасимым энтузиазмом, с которым всё начиналось много лет - десятилетий - назад. Уже наступила новая эпоха, новый век, но дух Старой Праги всё так же мрачен и затхл, как в том фанатично убеждает нас господин Шторм. Похвально, похвально. Слушая этот альбом, я вспоминал что-то такое симфоническое из раннего Блэка - ранний Ancient или Emperor. Очень неплохо! И слушается, как всегда, интересно. Только литавр почти не слышно)


Итак, по моим критериям группа Master's Hammer получает следующие номинации:
Самая оригинальная чешская группа
Самые интересные аранжировки в стиле Блэк-Метал
Самый уникальный голос в жанре метал (Франтишек Шторм)

Комментариев нет:

Отправить комментарий