Translate

18 августа 2019

Пост-Антика: Неоплатонизм, Гностицизм, Барокко, Романтицизм, New Wave

apollon-fotos.jpg

Излишне говорить, что все науки, философии и искусства берут свои истоки в Античной Ойкумене, созданной гением прекрасных и юных народов греко-фригийского и палеобалканского ареала. Современными потомками этих народов являются в первую очередь греки и болгары, которые, хоть и утратили свои свойства всвязи с общим деградированием народов, но хранят память о временах, когда люди напрямую контактировали с богами, а народы возглавлялись не чудовищными дементиками, а богами-полукровками - героями. Во главе каждого Античного народа был такой герой - у эллинов это был Эней, у этрусков - Тиррен (от его имени римляне, например, называли этрусков тирренами; сами себя они называли расена (не склоняется)), у троянцев - Трор (согласно легенде, троянцы ушли далеко на север, где достигли Скандинавского побережья и стали норвежцами, где их герой-предводитель Трор был обожествлён как Тор (у шведов он - Вотан, у датчан - Один, у хун-ну также - "воудан", калька с Вотана). В этом плане особенно интересен устный болгарский фольклор - будучи периферией Эллады (подобно тому, как Румыния была периферией Рима), регионом скорее аграрным (тогда как Эллада представляла собой Десятиградье - союз крупных мегаполисов), он оказался и более консервативным.

С культурой дело обстояло сложнее, чем с науками и ремёслами, более-менее благополучно прошедшими через века, причём благодаря, как ни странно, арабскому миру, - почти всё, что Европе известно из наследия Эллады, это переводы с арабского; отсюда ошибочное утверждение о том, будто бы медицина, наука или алхимия суть арабские науки (на самом деле - эллинские). Можно условно отметить некие вехи, некий факел преемственности от рук божественных героев в ваши мохнатые лапы. После первых веков наступившей смуты, примерно в 4-м веке появляется эклектичная доктрина гностицизма - некая рефлексия к ушедшей Античной поре. Поскольку боги оставили этот мир, а место героев и гениев заняли канальи, речь о чистом знании уже не шла. Перестали быть возможными и мистерии, поскольку они имели смысл только в присутствии богов. Можно, конечно, закатывать глаза под лоб и что-то там завывать, якобы обращаясь к неким высшим силам, только это уже нечто психотическое скорее, чем действительное (а эллины были абсолютно хладнокровными прагматиками, они ни во что не "верили", божественные Сварги были для них совершенной реальностью, просто мета-физического свойства; лишь в новом времени "метафизикой" стали называть всякие слабоумные мисти(г)ческие помои, не имеющие никакой реальности).

С течением времени рогатый бог Пан превратился в "дьявола" - страшилку для запуганных людей в этом аду, а гнозис ушёл в глубокое подполье, в закрытые ложи посвящённых и секретные общества, пик могущества которых пришёлся на 13-й век, когда братья создали целое государство на территории современной Бургундии. Несмотря на несомненные попытки заниматься алхимией и проводить ритуалы в тщетной попытке прорваться через кошмарное мракобесие тёмных времён, особых результатов, увы, не получилось. Альбертус Магнус (между прочим, католический святой), Теофраст Парацельс, великий адепт Эдвард Келли (с его подручной, но влиятельной придворной шестёркой Ди), разные прочие инициаторы достигли весьма неплохих успехов в той же медицине и реально продвигали науку, уже хотя бы тем, что изучали природу недугов и активно работали с химическими реактивами. Известны некоторые случаи, которые якобы удостоверяли возможность превращения свинца в золото, а меди в серебро; Мейер рассказал басню о Пражском големе (затем Чапек перерассказал её уже на новый лад, введя слово "робот"); есть некие истории об "эликсире бессмертия" и создании "гомункула" (то есть продолжение собственного рода без всякого женского участия). - Всё это закономерно перешло в волнующий и загадочный романтицизм, создавший великолепные шедевры литературности, породившей все прочие жанры. Однако волшебства в этом не было никакого.

Осталась только чистая ностальгия, и жёсткое ощущение полного безбожия (в самом прямом смысле) этого мира. Бесполезно взывать к богам - они недоступны, хоть ты сутки напролёт распевай "хари Кришна, хари Рама" (для Кришны, Рамы ты всего лишь обезьяна, разума в тебе 0). Никакая магия не может связать человека с Сваргами предвечных сфер. Мир, некогда осиянный благодатью, стал тюрьмою, в которой злобный демиург - архитектор вселенной - проводит над людьми некие мрачные опыты. - Это уже мрачная доктрина Лавкрафта, - странный романтизм наоборот, некий мрачный экстаз от констатации отсутствия божественного участия. Это совершенно поразительный феномен, который просто идеально передаёт ощущение одарённного человека в современности.

Но опошлен и обмазан и Лавкрафт, ибо понимание таких невероятных глубин требует сложной психической организации, а откуда ж она возьмётся у дебилов?

Если ангелы и вложили душу Рафаэля в животный инкубатор и лелеяли затем, - типичная сказка времён барокко, - мы можем лишь пожать плечами: возможно, да, а возможно, и нет. Тем хуже ж для Рафаэля, ибо худшего ада трудно придумать и нарочно...

Комментариев нет:

Отправить комментарий