Translate

22 марта 2020

В этот день, 21 марта, в 1685-м году...

в Тюрингии, в деревне Эйзенах (где позже родится Фридрих Ницше!) родился основоположник рок-музыки Иоганн Себастьян Бах


УРА!

Бах был крут, в том нет сомненья. Несмотря на то, что он по своему музыкальному образованию был всего лишь скромным учеником датского композитора-мастодонта Дитриха Букстехуде, именно Бах подарил Европе ту музу, тот мелос, который звучит по сей день. Рок-музыка (вместе с её большими ветвями в виде метал-музыки и поп-музыки) - это всего лишь один из аспектов, одна из трактовок композиторской школы Баха. Да, это подано очень экспрессивно и в общем тоне авангардизма - но, с другой стороны, а как могла звучать музыка пассионариев? Так она и звучит, включая все революционные и маршевые гимны.

Бах, только лишь Бах останется, если просеять всё, если доискаться до самых корней. И это прекрасно, на самом деле, и опыт этот несравненен. Почти любая популярная композиция из классического репертуара, звучащая в кинофильмах или телепередачах - почти всегда Бах. Гораздо реже это может быть Чайковский, ещё реже - Бетховен и Моцарт, ну а из Ва-а-агнера звучит разве что слабоумная прелюдия "Полёт валькирий" (апофеоз безвкусицы и маразма!). Бах сочинял как строгую академическую музыку, так и лёгкие светские полонезы. Правда, лишь в недолгий период. В основном творчество Баха - это дьявольски серьёзный труд.

Трудно поверить, что наиболее знаменитое сочинение Баха - фуга ре-минор - была написана им в возрасте 26 лет. Это показывает невероятную степень зрелости этой натуры. К тому времени он уже не сочинял лёгкой музыки. Можете представить, насколько титаничной была эта личность..



В рок-музыке исполнение этой пьесы считается высшей профпригодностью музыканта, ибо это действительно непросто...



Бах был первым композитором современной эпохи, ибо доминирующим до тех лет форматом была а-капелла, то есть хоровое церковное пение. Гигантские соборы возводились не ради помпы или принятия большого количества паломников, а для создания особой атмосферы при пении. Существовали особые планировки, были мастера своего дела (каменщики-масоны, возводившие "царство духа" в мирском), но всё равно в каком-то храме "дух" был, а в каком-то - нет. Считалось даже, что истинно духовная музыка может звучать только в огромных подземных гротах, и звучали песнопения там... Это особая, архаическая музыка раннего Средневековья, при которой аккомпанемент не требовался. Не было ни органов, ни литавр, ни оркестров. А фортепьяно изобретёт впервые сам Бах (нечто вроде упрощённой и не столь громоздкой версии органа). Музыки как таковой, музыки в нашем понимании ещё не было. И этим Бах отличается от Букстехуде - мастера старой школы, хотя Бах у него и учился.

Бах был настоящий рокер, настоящий революционер, и не следует заблуждаться датами. Родись он сейчас, мочил бы какой-нибудь техно-дет, дай боже...)

Напоследок также можно отметить, что композиции Баха звучат с поразительной свежестью и сейчас. В этом плане они сильно отличаются от изначально тухлых сочинений Бетховена или полупедерастических кривляний Моцарта. Бах ничего собой не изображал, он просто был велик (в хорошем смысле велик...)). За спокойным тоном его монументальных пьес



видятся бездонные просторы Космоса...

...и ностальгия по утраченному Раю...



Да, Бах был велик и просто. Сошедший с ума Ницше уже не мог говорить, но когда его подводили к роялю, он неизменно начинал играть музыку Баха - последнее, что жило в его погруженной в вечный мрак душе...

Комментариев нет:

Отправить комментарий