Translate

18 марта 2020

RIP Max von Sydow. Несколько слов Памяти актёра

Как поразительно.... Буквально десять дней назад я вспоминал о нём и интересовался последними ролями, а также искал фильмы, которые ещё не видел. И посмотрел кое-что с ним, и не был в восторге. Однако как всё изменилось при известии, что он - умер...


И сразу стало всё иначе, и сразу вдруг вспомнились разом все его драматические роли, и то, что казалось вымученным, вдруг представилось трогательным, а второразрядность вдруг стала переосмыслена как просто редкость. Ведь даже тогда, когда Макс фон Зюдов был жив и куда-либо не торопился, всё равно ведь я думал том, что других подобных актёров просто нет. У него был очень редкий профиль актёрского дарования, это был актёр, который всю жизнь играл только трагические роли. Ни одного просвета, никакого позитива. Только нагнетание драматизма на общем фоне безысходности - вот те роли, которые исполнял Макс фон Зюдов...



В интеллектуалистской среде он знаменит благодаря фильму "Седьмая печать". Это странная, жестокая лента с удивительными теологическими подтекстами и поразительной непреходящей свежестью сюрреальной атмосферы. Именно этот фильм сделал фон Зюдова знаменитостью, и затем он ещё много будет сниматься в фильмах Бергмана.



Украинская версия композиции:



Удивительный, как было сказано, типаж трагического обречённого неудачника сделал фон Зюдова одним из самых своеобразных актёров. Типичная роль этого  плана - попавший в ловушку престарелый Гамсун (фильм "Гамсун"). Его встреча с Гитлером, равно как малоизвестные и почти экзотические персонажи норвежского политикума, вроде Тербовена и Квислинга, производят большое впечатление. Также можно отметить фильм ужасов "Нужные вещи", в котором фон Зюдов играет самого дьявола.

Прочие подобные роли также все в одном ключе. Я даже не знаю, снялся ли он хоть в одной комедии. Это даже трудно представить. Фон Зюдов честно и безоглядно потратил всего себя исключительно на драматические роли - попробуйте поискать ещё подобных актёров...



Почему так? Почему этот сильный и волевой человек с типажностью Римского императора-полководца, играл жёстких неудачников, затравленных аутсайдеров, загнанных преследуемых слабых людей, неспособных постоять за себя, которые оказываются слабее женщин и разрывают сердце своей инфантильной беззащитностью? Должно быть, ему требовалось именно это, чтобы сублимировать свой талант. То, что это роли очень специфические и трудные для восприятия - это уже другой вопрос. Все фильмы с Максом фон Зюдовым очень тяжёлые. Я даже не знаю, было ли из этого что-то коммерчески успешным, - это очень вряд ли, - но зато фон Зюдов держал марку шведского артхаусного кино. И именно за это его любят и ценят. Он мог бы сыграть Лавкрафта - настоящего биографического Лавкрафта, - непризнанного аутсайдера, скитающегося по мрачным улицам Провиденса, медленно умирая от голодного истощения, хронической болезни почек и, наконец, агрессивной формы рака. Эта роль ему действительно бы удалась, но этого уже не будет никогда, ибо это было бы слишком роскошно для вашей дрянной эпохи...

Последний фильм, в котором снялся фон Зюдов - лента "Курск", - естественно, с драматическим исходом...



Я не могу сказать, что фон Зюдов в числе моих любимых актёров, как Кински или Бела Лугоши. Но он засел в моём сердце как актёр невероятно драматический, настоящий европейский мастер, каких уж не будет, ибо для этого нужно родиться прусским аристократом и сниматься в чёрно-белом шведском артхаусе. То времена давно минувшие...

Комментариев нет:

Отправить комментарий