Translate

24 декабря 2018

Плюсы и минусы русского рока

Я не люблю русский рок (сразу добавлю, что и европейский, и американский рок я тоже не люблю), и считаю, что он гораздо хуже, чем польский, финнский или даже эстонский (там этой Эстонии - 1/10 мацквы), но есть кое-что, что ставит этот тип рока выше, например, итальянского или немецкого, не говоря уж о каком-нибудь французском (ниже уже просто некуда). Вкратце я мог бы отметить структурно плюсы и минусы, хотя тема не будет этим исчерпана.

Итак, плюсы:

Легендарные фигуры. В русском роке есть очень глубокая языческая суть, и рокер выступает не как какой-нибудь певец, а как проводник высших сил. - То, что у эллинов называлось genius. У него может быть скверный нрав, он может быть неумён, он вообще может быть личностью асоциальной, но в нём есть что-то, что заставляет его слушать, затаив дыхание. Он сам может быть озадачен тем, что ему открывается, а если унего есть талант, как у Есенина, он может стать великим поэтом или, как в модерновом 20-м веке, рокером. В русском роке очень много таких фигур, а на западе, например, это большая редкость. Какой-нибудь Джимми Хендрикс не нёс никаких сакраментальных идей, а урка с переломанным носом - нёс.


Самодеятельность. Русский рок зародился в стране, по нищете мало отличающейся от Бангладеш, и что такое хорошие инструменты и аппаратура, просто никто не знал. Это поистине рок, который играть мог любой, достаточно обычной гитары за сто рублей. Уже семиструнную гитару не каждый мог потянуть. Поэтому никто никогда не выдвигал никаких претензий по поводу качества работ - в нищей стране только рок-клубы могли позволить себе более-менее хорошую аппаратуру, а собрать в своём гараже качественную студию, как это делали группы в Англии или США, не мог никто. Я не знаю, в какой ещё стране самодеятельная рок-музыка была настолько днищенской, возможно в Латинской Америке, да и то в самых бедных странах.


Русскоязычность. Чёрт побери, я за всю жизнь не слышал ни одной норвежской или голландской рок-группы на норвежском или голландском. Для меня непостижимо, насколько нужно презирать свой народ, чтобы обращаться к нему на другом языке, на суахили или американском?.. Русский рок в этом плане наиболее чист - почти стопроцентно он русскоязычен. Я пытаюсь в виде умозрительного опыта представить, как могла бы, например, на английском звучать "Безобразная Эльза" или "С вами говорит телевизор". Наверное, это было бы очень идиотски. Или представьте, скажем, Гражданскую Оборону на английском - что-нибудь типа "Офелии" иди "Льда под ногами майора". - Нонсенс. Мне известны только две англоязычные русские группы (я имею в виду традиционные, а не современные) - это The Matrosskaya Tishina - пионеры русского индастриэл-рока - и Shah, весьма недурная техно-метал группа. У обеих был, кстати, английский на отличном уровне (то есть это не пародийный "рюски акцент"). Но они изначально были англоязычными, - в свою очередь они бы не звучали по-русски.




Многогранность. Идиотское выражение, но не придумал ничего лучше. Под "многогранностью" я подразумеваю огромное разнообразие русского рока в зависимости от областей и этнических регионов. Скажем, рок в Хабаровске и Владивостоке совсем иной, чем в Архангельске и Мурманске, а буряты поют на совсем иные темы, чем дагестанцы (если те и другие русскоязычны, понятно, это тоже относится к русскому року). Я не знаю никаких групп чироки или апачи в США, а в России есть огромное количество этнических ансамблей - вепсы, манси, эвенки, черкесы. татары и другие. Некоторые из них поют по-русски и конечно же относятся к стезе русского рока, да и сами относят себя к нему (поскольку уже есть большая культурная традиция, начиная ещё с революционных песен 1920-х годов, - типа пре-рок, ибо тоже авангард). Сибирский, Алтайский, Уральский этнофольк - весьма замечательная часть русского рока.

На этой замечательной ноте мы и заканчиваем обсуждение плюсов русского рока. Я не отмечаю специально такие параграфы, как талантливость и пассионарность, ибо авангард (рок-музыка как часть авангардного искусства) по-определению является творчеством людей опережающих своё время ("авангард" буквально - "впереди идущие" (отсюда "авангардные части" в войсках - штурмовые батальоны), также нередко ярких рокеров называют "фрондерами" (это футбольный термин) или "фронтменами", в том же значении). Можно, конечно, вообще усомниться в том, что в нынешем роке есть что-то там "нападающее" и "прорывное", но мы всё же говорим об идее и о роке традиционном (с пиковым потенциалом в 70-х).

Теперь минусы:

Вторичность. Это именно то, в чём русский рок всегда упрекали. Мало оригинальности, всё заёмное, всё какая-то жалкая пародия. Взять Летова и ГО - это просто переделка на русский манер американского гаражного рока, точная копия - имидж, стилистика, звук, смысловое наполнение, полукустарное производство. С той только разницей, что спонсорами ГО был нефтяной мега-концерн "ЛукОйл", на секундочку. Ну это как обычно в России, дурдом без границ. (В своё время я плосковато пошутил как-то: "Ну, представьте себе подшконарную японскую группу, которую спонсировал бы концерн "Мицубиси"..."). Феноменальное идиотничанье россиян доходит до того, что тут появляются группы, играющие "ирландский рок" и "викинговский метал". - Это как вообще понимать? Зачем это? Русским это кажется нормальным.


(Я вот пытаюсть представить себе, как в Арканзасе или Алабаме местные группы выступали бы в русских народных костюмах, с балалайками наперевес, и пели по-русски "ой люли-люли"... что-то не получается. Кстати, балалайки в Штатах запрещены (не шучу!))

Убожество. Я не знаю, что там значит это слово (типа "у бога" где-то там), но русские всегда производили тяжёлое и безнадёжное впечатление убожественности. Практически полное отсутствие имиджа, а при попытке его изобразить, надев, например, одежду амерского фермера - клоунада и что-то неуместное. Почти гротескная безвкусица, какие-то вечные шмотки, все россиянские певички, как на подбор, выглядят как дешёвые проститутки.... - Да, русский рок лучше всё-таки слушать, чем смотреть.


Номенклатурность. Под этим выражением я подразумеваю "назначенных" и "допустимых" деятелей, которых всюду можно видеть, вне зависимости от того, что они собой представляют. Просто кто-то где-то "наверху" решил, что вот эта группа будет раскручена, а эта - нет. В России, как и в СССР, никогда не было инди-культуры, как в Японии, зап. Европе и Штатах, где группы сами реализуют свои работы и добиваются успеха в сравнительно широких масштабах. В РФ невозможно увидеть по ТВ группы, которые не "назначены" на статус признанных. - Подчёркиваю, речь идёт именно о "назначении", в самом прямом смысле. Талант не играет никакой роли. Именно поэтому мы везде видим престарелых "рокеров", которые собственно в роке не представляют собой ничего. Это просто медийные фигуры, из которых такие же "прорывные авангардисты", как из отходов - пуля.


Вымученность. Это особое и специфическое свойство русского рока, "благодаря" которому его просто тяжёло слушать. Какая-то тяжёлая тоска, возможно вызванная мрачными пейзажами и долгими зимами, довлеет над русской культурой вообще и русским роком в частности. Вымученные, тяжёлые аккорды, не выстраданые, а именно выдавленные неуклюжие словеса. Какие-то уродливые псевдогигантистские формы при размытых и аморфных стилистических рамках, - какой-то мордорский ужас, иначе даже не назовёшь. Не весь рок такой, но он очень какой-то вымученный. Возможно, это просто чуждый русским жанр. Как-то не получается у русских что-то там изображать на сцене и горлопанить впустую, русский стиснет зубы и просто сделает, мрачно и фундаментально. А если его специально заставить "играть рок", будет это неуклюже и тяжеловесно. - Вот, собственно, что я хотел изъяснить.


На этом, пожалуй, и всё. Русский рок - не самый лучший в Европе, но, конечно, получше украинского, бяляруцкага и почти всего западноевропейского (кроме Испании - лучшего стиля в Европе). Очень яркие единичные фигуры, на общем фоне номенклатурных рож и каких-то дешёвых пародий на пендостан. Думаю, при большом желании что-то примечательное можно найти. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий