13 марта 1996 года умер Лючио Фульчи - один из самых экстравагантных режиссёров века. Есть подозрение, что он умер, "забыв" сделать себе укол инсулина, так как много лет болел диабетом. Он уже давно ничего не снимал, хотя работал над сценарием к фильму, который выйдет уже после его смерти. Последняя работа Фульчи в кино - странный триллер "Врата безмолвия". Впрочем, а какой из фильмов Фульчи не странный?..
Наверное, никто - ни до, ни после - не умудрялся находить такие странные мотивы к своим фильмам, как этот пухлый, плешивый, ничем не примечательный "римлянин". Чего только стоит "Дом на краю кладбища" - даже после десятого просмотра от этого фильма так и пробирает дрожью. Сам Фульчи по-настоящему был увлечён поиском самых странных и гротескных решений, и в этом смысле несомненно может считаться авангардистом, хотя он наштамповал и немало коммерческих поделок. Вообще, Фульчи мог снять за неделю фильм на заказ совершенно на любую тему. Он так и общался с продюсерами: "Что вам угодно? Комедия, триллер, спагетти-вестерн? Я сделаю что угодно".
Но, разумеется, Фульчи стал мастером не из-за этого. У него первоначально была какая-то смутная мысль или идея, которую он сам определял как "вселенский пессимизм" или что-то в таком роде. В своих мрачных фильмах Фульчи ставил людей перед ужасными событиями, пережить которые они не могли чисто психологически. Фульчи не просто убивал этих несчастных, он буквально разрывал их психику, ломал напрочь, не давая ни одного шанса. "Все мои фильмы ужасно пессимистичны...", - вздыхал Фульчи, и удивлялся тому, что кто-то вообще может их смотреть. Сам Фульчи, вероятно, просто пытался избавиться от груза бытия, создавая эти фильмы, в которых ситуация была всё же похуже, чем у него самого...
О своём культовом статусе Фульчи прекрасно знал с самого начала - уже в конце съёмок фильма "Зомби-2" (1979) он заявил своей команде, что они только что сняли классический шедевр, хотя фильм снимался полупиратски (не было разрешения на съёмку в городе). То же касается "Седьмых врат ада", в котором роль зомби вообще исполняли бомжи за бутылку водки (это не шутка!), но это до сих пор один из самых великих фильмов жанра. Наконец, гротескный и сюрреалистичный "Город живых мертвецов", который у нас на кассетах издавался под совершенно невероятным названием "Зомби повешенный на верёвке от колокола" (поверить невозможно...). Однако для меня Фульчи представляется в объёме, как личность с очень удивительной психоструктурой. В сущности, я всё ещё не могу взять в толк, какую ключевую идею Фульчи пытался выразить, кроме своего мрачного представлении о бытии. Конечно же, мысль о чисто коммерческом подходе следует сразу же отбросить - все фильмы Фульчи чётко делятся на те, в которых он работал как мастер, и те, которые он штамповал на заказ (вестерны, комедии). Фульчи проделал огромную работу и снял даже слишком много хорошего кино для одного режиссёра. В этом смысле он переплюнул как Ардженто, так и Ромеро, не говоря уже о сошках поменьше (Л.Бава, Ленци, Маттеи, какой-нибудь Деодато).
Вот только есть сомнения в том, что мысль, с которой Фульчи был рождён, ему удалось донести с помощью свои странных, очень странных фильмов...
Комментариев нет:
Отправить комментарий