Сварганил пару песенок для примера:
А вот это можно, пожалуй, даже отнести к "французского року", по крайней мере, времён где-то 80-х -
Первое же, что сразу отмечается, помимо, конечно, мерзейшего языка (самый, на мой взгляд, мерзкий язык в Европе, найти "красоту" в котором возможно, мне кажется, только при каком=то ушибе мозга), во французском, с позволенья назвать, "мелосе" - это его невыносимая фальшь. Фальшью пронизано всё вообще французское, сама эта блефозная их сущность. Именно в этом кроется оппозиция немецкого духа и всего французского. Какими бы "солдафонами" ни были немцы, в каждой своей черте они - настоящие. И какими бы потугами "изысков" ни испражнялись французы, в этом непременно звучит одна лишь фальшь, которая для меня, как северного европейца, просто нестерпима (хотя, возможно, это потому, что я вырос на русской и немецкой поэзии (а стихов я знал очень много) и не могу проникнуться ни французским, ни английским (новоанглийский язык сформировался к XV-му веку фактически как диалект французского), я их просто не воспринимаю; если угодно, это можно назвать предвзятостью, но кто их нас не предвзят? в вопросах Искусства все оценки только субъективны, посему невозможно "канонизировать" в качестве "лучших", например, Моцарта с Бетховеном, потому что кто-то всегда предпочтёт музыку Барокко, итальянскую оперу, старых-добрых Букстехуде и Баха или русских композиторов, - скажем, в Англии неизменно лучшим композитором, согласно опросам, называется Чайковский; опять же, я лично назвал бы троицу Баха, Букстехуде и Пахельбеля, потому что таков мой канон оценки).
Возможен ли во французском изыск? Я так не считаю. Искусство, хотя и относится к категории духовного, а не душевного, в любом случае основано на страсти, - чем более богат мир переживаний и жизненный опыт человека, тем более превосходные категории в Искусстве ему доступны. Отсюда феномен стилизации - нельзя понять другую культуру, не будучи в неё влюблён, а это категория душевная (если это буквально частный случай любви, то тогда это уже категория чувственная, телесная, которая, естественно, затем переходит в категорию душевности (Достоевский называл это "второй любовью"), т.е. сближения душ, а не тел, а затем - и духовности ("третьей любви", если выражаться в логике Достоевского)). Французы же, будучи пустышками, не способны к переживанию любви, хотя любят эту свою дефектность называть "святостью" (смешно! даже Отцы Церкви говорят, что истинно верующими могут быть только люди сильных страстей - когда-нибудь, со временем, и уже где-то в преклонном возрасте они становятся святыми только), поэтому - ну какой рок, какое Искусство может быть у них? Это всё превосходные категории, поэтому лучше всего преуспели страстные народы - эллины в Античности, итальянцы и испанцы в Средневековье, русские и немцы в Классический период; вы не найдёте превосходных натур ни среди шведов, ни среди американцев, ни среди французов, - это пустышки, интеллектуальные кастраты, творческие импотенты; если они что-то порождают, то это такое же пустое, как и они сами - все эти их Фурье, Фукуямы, дурачки всякие. Сколько глумились, например, над фальшивыми американскими улыбками, порицая немцев за их "тевтонскую сумрачность", а русских - за "сердитую суровость". Но в том-то и дело, что у нас проявление той же улыбки - это не гримаса, а искреннее выражение, и таковы мы во всём - неважно, северяне (русские, немцы, поляки) или южане (греки, итальянцы, испанцы). Это всё как бы достаточно абстрактно, но в то же время и фундаментально. Причём в современном мире с развитыми коммуникациями это можно даже удостоверить (ну, при наличии определённых финансовых возможностей и соблюдении формальных проволочек). И хотя я сам во Франции не бывал и вообще в гробу её видал, есть сколько угодно рассказов русских, разочарованных в этой самой Франции - даже при резкой негативной предвзятости вы не представите, насколько она мерзка в действительности (ну да, вонь парижских, марсельских и прочих французских помоек, высотой иногда до второго этажа дома, ни видео ни рассказы не предают)). Взять тот же "изыск" - не только русские, но вообще все отмечают вовсе не изыск французов, а их хамство, что уже наполовину портит всякое впечатление, и точно так же миф о "грубости" русских (помню, как-то встретил упоминание, что в английской прессе самый частый эпитет в контексте русских это brutal - уж не знаю, что за скоты такие пишут)) развеивается сразу же при первом же знакомстве с русскими, которые на самом деле спокойные красивые люди с чувством достоинства (русские, как и испанцы, умеют держать лицо, и это касается в том числе глобальной политики), очень дружелюбные, с характерным чувством юмора (таким же абстрактно-парадоксальным, как и у англичан, но без подловатости), и зачастую весьма интересные (и поинтересней меня найдутся). - Ни намёка на шаблонные представления, хотя англичане, канальи такие, русских таки понимают, поэтому они знают, как можно уязвить:) Французские же пасквили никак задеть не могут, будучи пустоголовой бредятиной; то же немцы с их вечной лженаучностью, часто прямо патологической. (Точно не припомню, но примерно лет десять назад русофобия была включена в реестр психопатий, став официальным медицинским диагнозом (согласно симптомам одержимости ненавистью к русским, ко всему русскому и к России)).
Итак! В итоге, могу сказать, что мнение моё о французском "мелосе" достаточно скептичное и неприязненное. Я не люблю этот язык, я отрицаю французский вклад в культуру и Искусство (если говорить о чём-то хорошем), но не отрицаю, что аутентичный французский шансон звучит - так же, как звучит любая аутентичная музыка (греческая элегия, итальянская серенада, русский, польский или венгерский романс, немецкая, нидерландская или английская баллада и т.п.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий