Translate

08 февраля 2019

Поэты и быдляки

Помню, в дни моего детства я любил слушать радио, из которого звучало так много прекрасных песен. Сейчас это было бы невозможно при здравом рассудке, учитывая количество рекламы на один эфирный час, да и музыка совершено изменилась. Но в советское время, в котором прошло моё детство и отрочество, музыка была просто прекрасной. Были в те годы и свои хиты, конечно. Ничего похожего на "советскую пропаганду" (как это себе представляют сейчас или пытаются представить всякие канальи), это были просто песни из популярных кинофильмов, вроде "Арго" (ВИА Иверия) или "Три белых коня" (ВИА Добры Молодцы). - Таких песен были сотни, и на них выросли здоровые и счастливые поколения, моё - в числе последних; с тех пор появилось три новых поколения - одно ублюдочней другого. У меня просто нет меры презрения, чтобы выразить его нынешним, как бы их ни назвать. Ну да к чёрту.

И вот была одна такая прекрасная меланхолическая тема, которая так изумительно звучала вечерами. Тема была не советской - это был старинный романс. Как же мне нравилась эта мелодия!..


Да, действительно прекрасно. Не знаю, почему эту песню поют мужчины или девицы, - у песни совершенно определённый контекст и петь её должна почтенная дама в возрасте. Впрочем, для эрефян даже это очень туго.

Автором сего романса был поэт и музыкант Николай Харито.


"Мать — Надежда Георгиевна Харито (†1948, Киев), гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан. Отец — Иван Петрович Иванисов, горный инженер, русский. Был направлен на работу в Ялту. Влюбившись в красавицу-гречанку, он не мог официально жениться на ней, поскольку в Санкт-Петербурге у него оставалась жена".

Да, духовные скрепы, всё такое.

С 19 лет Николай проявил блестящие музыкальные способности:

"В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Став учеником гимназии, (...) Николай на праздниках исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского и любимого Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами. Играя без нот, демонстрировал блестящую музыкальную память. К этому же времени относится и его увлечение русской поэзией".

Всё шло прекрасно.

"В студенческой среде он пользовался авторитетом и уважением, да это и неудивительно — глубокая начитанность, музыкальность, добрые душевные качества и, что совсем уж немало, обаятельный и мужественный облик — все это привлекало".

Николаю было всего 24 года, когда он сочинил свой шедевр:

"Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов. Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы»..."

Николай стал расширять свой творческий диапазон и, помимо романсов, работал во многих других жанрах. Казалось бы, впереди - много лет успешной творческой активности (с затуханием где-то к 40 годам - у творческих натур переход в престарелость проходит крайне тяжело и нередко фатально), - так, наверное, и было бы в нормальной стране.

Но не в рашке.

"Композитор ушёл из жизни в расцвете творческих сил. Осенью 1918 года на хуторе Тихорецком Николай был приглашён на свадьбу его университетского товарища Козачинского с Софьей Гонсеровой. Повышенное внимание к нему сестры Софьи, Веры, вызвало необузданную вспышку ревности у приехавшего из Петрограда ротмистра Бонгардена, который выстрелом из пистолета в упор застрелил Харито".

И кто-то ещё верит в басни о "беспредельных 90-х"? А разве в рашке было когда-то иначе?..

Но самое интересное - (чудовищно идиотическая смерть Поэта в этой гнусной стране скорее банальность*) - ещё впереди...

"После убийства Николая друзья хотели совершить над убийцей самосуд. Однако, прибывший на выстрел и шум военный патруль забрал Бонгардена на гауптвахту до выяснения.

Бонгардена судили, однако он был оправдан, так как представил дело так, что стрелял не в соперника, а в революционера. Решением командующего Деникина Бонгарден был разжалован в рядовые и направлен в I армейский корпус генерал-лейтенанта Казановича..."

Ну, то есть дело замылили и быстренько всё замяли, как обычно в рашке. Однако вдумайтесь в степень кошмарности ситуации и задайтесь вопросом: а в какой ещё стране можно совершенно безнаказанно, на глазах у толпы народа, взять и убить человека и - не понести никакого наказания?.. Мне известны биографии всех поэтов, - это как бы почти профессиональное, - и судьбы у всех очень разные; ранних смертей очень много, в том числе насильственных, но я не припоминаю ничего подобного. Вот Кляйст. Нормально застрелился (точнее, сначала кончил подружку, а потом себя, но это неважно). Кто-то, напротив, не смог, как трусливый Н.Гумилёв, выбравший вместо сохранения чести офицера позор пленения и позорную же казнь. Всё было по-разному, но не в таком вопиющем скотстве...

Однако самое грустное в этой истории не судьба Николая, - он болел туберкулёзом и едва ли перешёл бы 40-летний рубеж, который тяжел сам по-себе**, хотя десяток лет интенсивного творчества у него был впереди несомненно, - а то, что предстояло пережить его маме. На протяжении тридцати лет после смерти сына она не раз услышит его чудесную элегию, которая была столь популярна в советское время и часто звучала по радио в исполнении самых лучших эстрадных певцов. Что же чувствовала тогда мама Николая Харито, о чём думала она? Было ли ей тяжело или грустно, вспоминала ли она сына в такие минуты или испытывала лишь раздражение? Мне то неведомо.

Однако ведано мне то, что в этой стране никогда ничего и не меняется. Хоть в какое время возможно любое безнаказанное скотство, будь то всем известная педофилия монархического Тургенева или маниакальная страсть красного дегенерата Блока к тому, чтобы заразить сифилисом как можно больше чистых девушек? Удивляться не приходится ничему. И, самое главное, нет такого больше нигде, в том числе в Латинской Америке, с которой почему-то сравнивают рашку. Ну, как вы себе представляете в Мексике безнаказанное убийство при свидетелях? Не бывает такого. Мексика ж не рашка.

_______
трудно найти Поэта здесь, которого бы НЕ погубили, "белые" ли, "красные" ли
** в этом возрасте японский самурай обычно делал себе харакири - на пике своей силы, уже добившись в жизни всего и не желая деградировать в дряхлости и слабоумии; так и германский воин поднимался на гору Брёккен (ставшую знаменитой в Средневековье благодаря шабашам) и там кончал с собой, также отказываясь влачить бессмысленное существование, тем самым завершая карьеру и возносясь в миры получше и потоньше

Комментариев нет:

Отправить комментарий