Translate

17 января 2019

23 малоизвестные или незаслуженно забытые группы русского рока (Часть I)

Естественно, позабытость и малоизвестность это вовсе не критерий качества и примечательности, но я легко назову 25 групп (10 - это слишком мало), которые заслуживают внимание любого, кто ценит русский рок и авангардное рок-творчество вообще. Будет немалой пошлостью "рекомендовать" это, - кто ж станет метать бисер?.., - но упомянуть всяко стоит. Это группы, многие из которых уже прекратили своё существование, отчего возрастает историческая ценность их посыла. Что-то из этого носит черты гениальности, и я обязательно отмечу это.

Итак...

1. Начнём с отдельных персон. Андрей Мисин - русский поэт, музыкант, религиозный мыслитель. Считается основателем русского дарк-фолька. Родился в Казахстане, на раннем этапе творчества был так беден, что ему буквально не во что было одеться и обуться, из-за чего он выступал в чёрной хламиде и босиком. - Так сам собой сложился имидж. Некоторое, но недолгое время был довольно известен благодаря песне "Чужой", однако вскоре был плотно забыт и сейчас почти не вспоминается. Это при том, что поэзия Мисина и его музыкальные работы - настоящий шедевр русской поэтики (в русле христианского мистицизма или, если угодно, православной гностики, ибо в мире Мисина есть и колдовство, и тёмные секреты, и бог какой-то непонятный мрачный...). Голос Мисина, проникновенный, завораживающий, с старательным старорусским выговором, при этом безукоризненно поставленный, не имеет аналогов в русском роке. Всего было издано три полноформатных альбома.


2. Инна Желанная. В отличие от Насти Полевой, никогда не была знаменитой, хотя её невероятный талант поражает и сейчас. Её страстный архангельский взор отдавал неким пугающим фанатизмом, а голос, пронзительный, будто кричащий через Вселенную, пробирал до глубины души. Инна некоторое время показывалась на ТВ, в частности было известное выступление в "Программе А", однако знаменитой она никогда не была, что очень печально. Поэтика её песен глубока и носит следы некоего душевного надрыва. В сущности, героиня Достоевского или, не знаю, Ремизова. Стилистически это также дарк-фольк и отчасти дарквейв (схоже с ранним творчеством Пикника).


3. Михаил Пошивайло и группа Другие. Совершенно изумительное творчество Михаила и его друзей в рамках проекта Другие, вероятно, даже и не было толком оценено из-за глубокой андерграундовости. Но это не какой-нибудь тухлый помёт типа ДК (который никто не слушает и не слушал), а полноценное авангардное творчество где-то в параметрах инди-рока с очень качественной и потрясающе красивой лирикой. Слушая группу Другие, мне вспоминаются Есенин и нечто столь пронзительно русское, что по моим критериям только это и можно назвать русским роком, - то, что я называю русским русским роком. - Это кажется тавтологичным, но посыл ведь понятен. Михаил создал, к счастью, множество полновесных и полноформатных работ. Кто оценил это - я не знаю, я даже никогда не встречал упоминаний об этом...(



4. Влад Доронин и группа Система Безопасности (кратко Си.Бе). Влад был пионером русского инди-рока - не только его выразителем, но и теоретиком. Защищая учёную степень по философии, Влад представил диссертацию на тему героического и дионисийского в началах рок-музыки (ну, то что в моём определении значится как "стихийное творчество пассионариев", - здесь важны оба ударения - на "стихийности" и на "пассионарности"; иначе говоря, если это творчество не стихийно - то есть когда просто взял гитару и тотчас что-то сочинил, выразив прямо всё на 100500, на одном дыхании в порыве вдохновенья (чем удачней получилось найти нужные слова, чтобы удалось передать истинный смысл понимания - тем лучше, здесь нужен и ум, и талант, а иногда бывает и блеск гениальности), - то это уже не рок, а тухлое гумно, и если творец не пассионарий, то и никакой он не рокер, а так, плесень никчёмная): см.: Доронин В.В., "Рок-культура как современное воплощение традиции героев", Тюмень, 2011 (http://www.dissercat.com/content/rok-kultura-kak-sovremennoe-voploshchenie-traditsii-geroev). Стиль Влада и его необычный голос - нечто совершенно замечательное во всём явлении русского рока, но, к сожалению, это так и не было оценено. Качество многих записей удручает, ибо это именно тот случай, когда всё творилось стихийно и человеком несомненно пассионарным, откуда почти курьёзный галопирующий темп песен, сумбурная текстовка и, скажем так, весёлый тон ) В некотором смысле Си.Бе представляет диспозицию мрачной "убитой" меланхоличности группы Другие, у которых, кажется, вообще ни одной радостной песни нет... (не то, чтобы они были нужны, эти радостные песни, просто очень меланхолическое творчество)



5. Миссия: Антициклон. Кто бы мог подумать, что в далёком Магадане, на самом краю земли, могла появиться столь блистательная группа. Вероятно, в свои годы Миссия: Антициклон были самой перспективной, самой яркой группой русского рока, - их хитовая композиция "Монро" была объявлена лучшей рок-песней 1994 года и постоянно, как помню, звучала по радио. Действительно, исполнено это совершенно великолепно. Никакого плебейского мацковского быдлянства, никакой тошнотной приторности питербурха, В дальнейшем группа забылась, что я считаю совершенно неоправданным. Это один самых чистых образцов стиля new wave в истории русского рока. Тексты группы совершенно гениальны.




в. Весёлые Картинки. Весьма занятная группа, лидером которой был также магаданский музыкант Игорь Белов (1964-2009), - помимо запоминающегося выразительного голоса, у него был оригинальная манера игры на гитаре, что придавало звучанию группы некий особый почерк, - оставляющая в памяти некое колоритное впечатление: нечто саркастичное и притом невероятно ностальгическое. Это одна из немногих групп из 80-х, которые интересно слушать сейчас. Стиль, который создали Весёлые Картинки, несмотря на дурашливое название, которое нужное понимать "от обратного" (картинки как раз невесёлые), был весьма оригинальным. Некая мешанина белогвардейщины, декадентства, каких-то пародий на генсеков в общей тональности ненависти к "совку", который к тому времени вызывал у культурных людей России ненависть и отвращение. В качестве стиля использовалось всё подряд - от краут-рока до старинных романсов, это особой роли не играло. Ценность творчества Весёлых Картинок привязана к определённому времени т.н. "перестроечного периода". - Когда СССР уже не мог, а народ уже не хотел.




7. The Matrosskaya Tishina. Первая русская группа, разрабатывавшая стиль индастриэл-рока ещё в 1988-м году. Уникальность заключалась в том, что уже тогда, ещё в советское время, были примечательные работы на английском языке. Как ни поразительно, это качественные, абсолютно отличные работы, что кажется совершенно невероятным, учитывая годы их создания. Возможно именно из-за чуждости материала, Ростовская группа Матросская Тишина никогда не была популярна и широко известна в России, несмотря на участие в некоторых фестивалях и знаменитый клип "Satisfuckshion" (который часто можно было видеть по ТВ), а ныне так и вовсе забыта. При том, что эти песни великолепно звучат и сейчас. - Теперь уже в вечности (лидер группы Герман Дижечко погиб в 2008 году).


8. Новая Русская Группа (НРГ). НРГ и некоторые другие проходили по непроторенной дорожке современной для 80-х годов электронной музыки. Странные, даже пугающие, если вдуматься, тексты, некий космофутурический имидж - это было очень свежо для Советской России. Трудно говорить о какой-то знаменитости, но работы этого проекта очень хороши, - это отлично звучит и сейчас. При этом НРГ никогда не были "попсой" или какой-пародией на "Депеш Мод", как иные, это именно электро-рок.


9. Скандал. Есть несколько групп с таким названием, включая русскую группу из Белгорода; мы говорим об украинском проекте Павла Жигуна. Изначально группа Скандал была создана в 1988 году исключительно с одной целью - ради эпатажа. Даже само название, подчёркнуто нахально на английском как Scandal, напрямую обозначало, что ключевой целью группы является скандал. И надо отдать должное ребятам, они стремились к этому любой ценой) Собственно, этим они и интересны. Что могло быть скандальным в позднем "совке"? Ну, самое жестокое, что можно было сотворить - это позицировать себя в виде наглых капиталистов, распевающих о прелестях жизни буржуинской. Скандал пели на английском, играя рок-н-ролл подчёркнуто американского образца, всем видом свои показывая, что они продадут все заветы Ильича за понюшку бабл-гама)) Конечно, когда СССР рухнул, эпатажность как бы закончилась сама собой, но ценность группы Скандал именно в том, как они позицировали себя в 1988-1990 годы (после чего Жигун сделал уже коммерческую группу Моральный Кодекс). Это вполне интересно для исследования феномена рока и для истории. В музыкальном смысле Скандал интереса не представляют - это единственная украинская группа в нашем очерке и единственная неинтересная своими музыкальными работами, а токмо мотивами и имиджем. Стилистически это "махровый" коммерческий рок (то есть он и делался подчёркнуто в американском ключе и вели себя как наглые янки)).


10. Остров Крым. Совершенно изумительная группа, в самом Крыму носившая титул супер-культа. Могли собрать полный стадион в любом городе Крыма в лучшие годы, однако сейчас их едва ли вспомнят даже там. Что забавно, Остров Крым не только никогда не пели на украинском, но даже и не говорили. То есть лет эдак за 30 до "аннексии украинских территорий". Это была абсолютно русская группа, игравшая для русской аудитории (а никакой другой в Крыму и не было). Её уникальность именно в том, что это первая аутентично Крымская группа, то есть со своими заморочками, своей эстетикой, своими почитателями и некой особой атмосферой. Ну, это как студенческие группы Калифорнии, или Нью-Йоркский хардкор, или Мюнхенский kommerz punk, или Кентерберийская психоделика, - словом, нечто очень родное для своих, нечто очень аутентичное. Стилистика Острова Крым была очень любопытной. Это сложные, развёрнутые, весьма толково сделанные и исполненные блюзовые композиции, причём поданные удивительно задорно. Остров Крым звучали так, что при первых нотах ноги сами начинали дрыгаться, порываясь в пляс) Особо колоритно выглядел, конечно, фрондер группы, певший голосом этакого заправского моремана. Словом, группа весьма замечательная.


11. Странные Игры (позже Игры). Это была, да и остаётся одной из самых странных групп русского рока. Ни с чем не сравнимая сюрреалистическая лирика группы, необычное и свежее для тех лет звучание, пронзительный, при этом несколько картавый голос вокалиста, - всё это звучало весьма и весьма удивительно. В 1983-1989 годах Странные Игры засеивали поле "новой волны" в Советской России, создав уникальный тон какого-то кромешного булгаковского кошмара. Почти все тексты группы темны, сюрреалистичны и тотально безысходны. Что именно пыталась донести группа таким образом - неясно, но звучало крайне странно и весьма жутко. Характерно, что какого-либо определённого западного влияния, кроме общего декадентского фона, характерного для пост-индастриела, я даже при сильном желании не нахожу (как и у проекта Миссия: Антициклон), хотя звучит очень по-буржуйски.


12. Скверный Анекдот. Неинтересное и свиду бы неумное название скрывает за собой один из самых гротескных и странных проектов, какие я когда-либо слышал. Это, конечно, всё та же пост-Готическая волна Ростова, - об этой тусовке можно было бы писать тома, хотя о ней вряд ли имеют представление на периферии (на мацкве или в питербурхе каком-нибудь). Ударяясь в философские рассуждения, можно порассуждать о том, как группа может вызвать к себе интерес? Это может быть эпатаж, или внешняя броскость имиджа, или редкая оригинальность, или некий ореол таинственности и мизантропичности. Проект Скверный Анекдот берёт чем-то очень редким - крайней замысловатостью задумки, где-то почти на грани шизофрении. Я не знаю, как создаются такие проекты, в них есть что-то априорно загадочное, но слушать это интересно невероятно! Группа Скверный анекдот ценна в первую очередь очень редкой прихотливостью своих работ, которые даже не хочется особо облепливать формальными рамками стилей. Ну, скажем, это Телемитский дарквейв.


13. Берген Кремер. Группа настолько андерграундная, что ни одного их альбома нет ни на одном трекере (кстати, как и моих работ, старых или новых). При желании можно найти разве что отдельные песни. И это при том, что БК были одной из первых в России coldwave групп. Изначально, да и в последующее время, это, как часто у Телемитов, был творческий дуэт (ну, Телемитский брак, если кто-то понимает), откуда полное равнодушие к публике и какой-либо ангажированности. Но это же придаёт песням яркую индивидуальность и некую интимность. Зная на своём опыте, подозреваю, что многое БК просто не публикуют (и не опубликуют никогда). Как истинные ницшеанцы, они просто выбрасывают толпе в виде подачек что-то, что либо утратило ценность, либо не имело ценности изначально. Нечто по-настоящему драгоценное не скармливается профанам никогда. По БК очень хорошо видно, что создано ими материала было очень много, а вот выброшено в массы только кое-что, причём явно среднего качества. Ошибиться в этом невозможно: Берген Кремер, несомненно, одна из самых ярких групп Ростовского и, шире говоря, Русколанского региона.



Конец I-й части

Комментариев нет:

Отправить комментарий