28 декабря 2017
Попытка найти высокую, трансцендентальную гармонию в грубых звуках характеризует шведскую трактовку альтернативной музыки, довольно трудно вписываемой в общий шаблон. Тяжёлый бас с примитивной и грубой драмм-секцией удивительным образом содержит в себе нечто ангелическое ("ангельским пением" называют ряд американских эфирных и дрим-поповых групп в духе Love Spirals Downwards и Tearwave), как будто некий алхимик пытается одухотворить или отесать грубый камень низшего материального мира. Это, безусловно, является традицией шведской неформальной музыки. В своё время, в середине 80-х, под влиянием второй английской панк-волны, шведы создали свой характерный ультра-грубый вариант панк-рока, называемый по-шведски kängpunk, - этот стиль считается самым жестоким и тяжёлым стилем в рок-музыки, и некоторые вообще относят его к жанру метал. Но бурные 80-е прошли, а ничего не изменилось, - грубый и примитивный подход к музыкальному материалу так и остался шведской особенностью, достигая иногда таких категорий, при которых это становится просто трудно слушать. Даже в Финляндии, где всегда было сильно шведское влияние (и шведский является вторым официальным языком Финляндии) и где вод влиянием шведского хардкора финны создали свою трактовку панк-музыки (suomi punkkia), стиль не достигал подобных категорий, оставаясь чисто шведской чертой. Как ни удивительно, вовсе не всемирно известные ABBA связываются в музыкальном плане со Швецией, а именно этот беспрецедентно грубый и жестокий шведский хардкор.
Также и в плане более умеренных стилей шведы придерживаются этой непонятной примитивной грубости (о причинах которой можно, конечно, абстрагировать), получая поистине удивительные результаты. Если с аналитической точки зрения рассмотреть стилистику Ştiu Nu Ştiu, можно обнаружить всё те же брутальные черты в соединении с неким саркастическим лиризмом, если можно так выразиться. Несмотря на то, что эта великая в своём роде группа записала всего два альбома, она поистине достойна самых высоких оценок и, хотелось бы надеяться, будет заслуживать самого привередливого внимания, можно сказать, будет изучаться как нечто редкостное и неожиданное, являясь неким уникальным артефактом, подобного которому нет и не будет более никогда.
За внешней небрежностью, если не сказать неряшливостью, стиля скрывается, как это часто водится, громадное мастерство. За скромной дискографией, состоящей всего из двух альбомов, стоит опыт многих лет, ведь группа образовалась ещё в середине 90-х годов. Чисто шведской назвать её в строогом смысле нельзя, поскольку в группе участвуют музыканты из Нидерландов, однако стиль безусловно шведский и фрондерами являются шведы. Приятным оказывается также и то, что вопреки тренду и не изменяя себе группа исполняет часть песен на шведском языке, а само название группы - это вообще по-румынски (Ştiu Nu Ştiu - rumänska för ”jag vet att jag inte vet”).
Будучи умными ребятами, Ştiu Nu Ştiu используют редкий, но беспроигрышный метод публикации только заведомо успешных композиций (что и объясняет скромное количество известных песен), отсекая проходной материал; неудачных или даже просто средних ("medium") композиций у проекта нет. Если бы, заметим к слову, так поступали все, мы были бы избавлены от того чудовищного бездарного гумуса, который пытаются влить нам в уши всякие дешёвки, которые не заслуживают даже плевка. К большому сожалению, из 100 песен, которые можно услышать, в лучшем случае две или три заслуживают внимание и были рождены в огне Логоса.
Что касается подхода к музыкальному материалу, - о чём мы, собственно, и говорим, - то чисто структурно суть заключается в следующем. На фоне характерной для шведского стиля примитивной грубости драмм-секции гудит и рычит фузованными частотами бас, который намеренно был выведен в максимально тяжёлом и низком диапазоне, что, несомненно, имеет схожесть с известными образцами; в частности, исландская группа Sigur Rós с помощью ультра-низкой настройки достигает необычного звучания, которое озадачивает многих, не говоря о том, что до сих пор не могут точно определить диапазон пения фрондера.
Но самое изумительное заключается в том, что на фоне этой громыхающей какофонии звучит подчёркнуто тонкий и проникновенный голос, методом контраста создавая драматический и свежий тон. Вот как объясняют это сами Ştiu Nu Ştiu: "Att hitta nerv, vibb och stämning. Det är väl egentligen det enda, resten är ett förvaltande av den. Om det inte känns laddat och sant för oss, om det känns förställt på nåt sätt, så skrotar vi låtar rakt av". Мы же можем только восхищаться полученным результатом, испытывая бурное чувство благодарности, ведь подобное услышать можно, к огромному сожалению, чрезвычайно редко, и потому-то Ştiu Nu Ştiu для нас так ценны и интересны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий