Несмотря на грозное название, придуманное Черчиллем в качестве культурно-экономического изолирования Советского Союза, "Железный Занавес" был довольно зыбким. На всех языках Европы пели русские песни, - "Подмосковные вечера", "Полюшко поле", "Катюша" и, конечно, "Очи чёрные", - на дискотеках плясали под "Rasputin" Boney M, а в честь Гагарина получали свои имена многочисленные Юрии обеих полушарий планеты. В общем, жизнь била ключом: политика политикой, а культура культурой...)
(Обратите внимание на принципиальную ущербность германского лексикона: более тонкое по смыслу выражение "подмосковные вечера" превратилось в плоское и по смыслу совершенно неправильное выражение "Moscow Nights" - "московские ночи"; это даже глупо звучит, хотя глупые-то вовсе не мы...) то есть здесь смысл в чём-то? вовсе не в Москве, - гигантском мегаполисе, в котором ночью ничего хорошего, конечно, нет, - а именно в гемютном дачном Подмосковье, в некой сумеречной меланхолии, - вот о чём песня-то)
Всё то же самое касается и быта советских трудящихся - наш молодняк мало отставал от веяний западной культуры, - едва появилось движение битников, как тотчас в СССР появились стиляги; причём забавно, что уже образ стиляг был списан Энтони Бержессом в его культовом романе "Заводной апельсин" (1962), а финнские шутники собрали группу Leningrad Cowboys - потрясающе гротескный имидж неких русских битников. Я даже не знаю, были ли такие клоуны в Союзе, но выглядит очень смешно ))
Естественно, смешна и другая сторона - когда Александр Серов изображает из себя жгучего мачо-мэна, внешне вполне смахивая на Тимоти Далтона с голосом Тома Джонса, или когда Виктор Салтыков зачем-то старательно изображает из себя Стинга и поёт его голосом, - ну, это смешно. Даже блистательная Любовь Орлова, несмотря на своё королевское происхождение (из Рюриковичей, однако), комплексовала по поводу безродной семитогерманки Марлен Дитрих. Хотя, трезво рассудить - кто такая Орлова и кто такая Дитрих? Последняя даже не немка и вообще не женщина в полном смысле (ну, педерастка)...
Bon, я, конечно, не буду расписывать все взаимные влияния, - просто замечу, что западные рокеры вообще-то вдохновлялись авангардным творчеством Свиридова, Рахманинова и Стравинского, не говоря уж о Чайковском, неизменно занимающем 1-е места как самый любимый композитор в странах запада (равно как Достоевский вот уже более ста лет является самым запрашиваемым писателем в библиотеках запада), - рефлексии к Чайковскому вы можете слышать везде и всюду в творчестве западных рокеров (как пример - Public Image Ltd.); потребовалось бы написать несколько томов, иллюстрирующих степень влияния русской культуры на рок-музыку запада, - а хотел бы сказать пару слов о том, что такое был нью-эйдж в советском исполнении. Это тем более инстересно, что сам этот стиль очень загадочный и некий глубинный. То есть случайно его изобразить не получится, нужно быть именно в его ключе, чтобы создать подобное.
Вот конкретный пример того, как это звучало в СССР. Фильм 1986 года "Выше радуги" (по мотивам повести А.Грина "Алые паруса"), - песенка "Зурбаган". По сути - жуткий "вирусняк", прямо-таки паразит сознания, - ну, очень прилипчивая мелодия, попросту говоря ) Но в каком стиле это сделано? Определяется совершенно чётко: это нью-эйдж, господа...
Кто-нибудь может объяснить, как вообще в "совок" попал этот весьма экзотический стиль? Появился он в работах ирландского коллектива Clannad в начале 80-х, а затем стал ассоцироваться с характерным вокализмом сестёр Бреннан (Мойры и Энии). Это один из самых презираемых стилей в рок-музыке, потому что, ну, он очень слабоумный. Кажется, что через полчаса слушанья этой невнятицы у тебя через уши начинает потихоньку вытекать, что называется, мосх...) В роке это то же самое, что и теософия в паранаучных агрегациях квазисознания.
Вот для примера Clannad:
И опять это ср**ное море и вымораживающая растянутая интронизация, - эта характерная аутичность нью-эйджа просто выбешивает с первых нот)
Или вот Эния:
Это единственная у неё хорошая песня, кстати, остальные вообще невозможно слушать, - иначе как помоями не назвать. (Вы же не думаете, что я какой-то подлец, намеренно выискивающий неудачные работы, чтобы поглумиться? Как бы не так! Я всегда представляю только лучшее, что можной найти в том или ином продукте. Есть такая невероятная непотребность, что в моём представлении она даже неприкасаема; например, всё на французском языке, - я просто не могу это слушать более одной минуты, настолько это отвратно звучит).
Как бы то ни было, остаётся только удивляться тому факту, что поздняя советская культура уже была по-факту частью культуры Европы, то есть задолго до крушеня СССР. В случае с песней "Зурбаган", или с модной группой Форум, игравшей не что иное, как italo-disco, или с "далтоновским мачо" Серовым (эдакий похотливый пещерный кроманид с мощными челюстями), мы видим, что поп-культура СССР попросту была в одном ключе с поп-сценой Европы 80-х. Кажется, к этому времени советские номенклатурные деятели попросту отказались от поиска оригинальных решений (например, великолепная самобытная культура ансамблей типа ВИА в 70-х, или абсолютно уникальное творчество Валерия Ободзинского - феноменально популярного певца польского происхождения в 1970-1974 гг.) и стали попросту создавать дубликаты. - Так проще, не нужно напрягаться.
Что-то из этого кажется смешными, что-то - совершенно нелепым, но в целом это было вполне невинно. Зато в 90-х начался такой треш, который ну никак нельзя было предположить в "застойной" пуританской культуре СССР...
Из этого можно вывести сразу много моральных экспликаций, но, пожалуй, не стану.
Комментариев нет:
Отправить комментарий