Британия, Шотландия и Уэльс - в целом стиль этих регионов схож и может рассматриваться совокупно. Несомненно, англичане и их - как правильно назвать? - обречённые к сосуществованию коллеги заложили если не фундамент рока (с ветвью метала, появившейся в 1968 году (Black Sabbath, Бирмингем)), то его базовые принципы. Практически все стили, - не менее 90% их, - появились в Англии. В качестве первичного зерна был просто "уличный рок" (street rock) - некое широкое понятие, обозначающее простой и незамысловатый тип самодеятельного исполнения в количестве трёх-четырёх человек. При этом англичане всегда стремились к высокому качеству работ при использовании самого необходимого минимума (эдакие инстинктивные номиналисты). В этом плане, надо сказать, британцы достигали поистине феноменальных успехов. Можно привести примеры таких групп, как The Kinks, The Jam, The Police, The Clash и Siouxsie & The Banshees. В отличие от недалёких пиндосов, английские интеллектуалы всегда остро сознавали принципиальную узость английского языка и никогда не утверждали, что петь нужно "только по-английски". Многие английские группы, работающие в прогрессивных жанрах рока, пытались расширять творческие рамки, используя более сложные языки; обычно это был немецкий или русский, а также почему-то японский. Некоторые группы - например Bal-Sagoth - использовали фэнтезийные языки ("эльфийский" Толкина, "варварская латынь" (псевдо-шумерский)) и чистое внеязыковое пение (глоссолалия), которое можно часто слышать, например, у Cocteau Twins.
Ирландия - об ирландском роке следовало бы сказать специально, ибо у него есть кое-что своё, а именно - тяжёлый, чудовищно вымученный мазохизм, который просто прёт из каждой ноты и буквально сковывает по рукам и ногам, укладывая в гроб, забивая крышку и отправляя на корм червям... Если слушать ирландский рок слишком долго, именно это однажды и приключится, зуб даём )
Бельгия - маленькая страна-шлюшка, попукивающая под всеми вокруг, но не унывающая, в общем прогремела в масштабах брюссельских кварталов своими знаменитыми электронными прожектами начала 80-х. Однако - всё же пару слов скажем серьёзно - бельгийский авангард довольно любопытен и где-то в чём-то резонирует с австрийским, только не доходя до крайних степеней идиотизма, как это любят делать австрияки (например, скрещивая джаз и грайндкор).
Нидерланды - здесь куют самый тяжёлый метал в Европе. Мастодонты стилей Death, Doom, Dark, Sludge и Stoner. Появляются также и великолепные Блэк-Металические альбомы. Благодаря самому низкому в Европе и в мире тембру голоса, нидерландцы без использования специальных фильтров выдают исключительно брутальные ноты, что является как бы коронной меткой металлистов этой страны. Однако базисным в творчестве голландцев всегда является философия, а также в некотором роде духовные поиски. Несмотря на статус утилитарно-протестантской страны, позиции католиков в Нидерландах на самом деле сильны, а нравы весьма строги и консервативны. Густой и восторженный мистицизм нидерландских деятелей может немало озадачить и это несомненно отражается в творчестве. Убеждение фризов - жителей северных районов страны (также живут в Гамбурге и Бремене на северо-западе Германии) - в том, что они являются потомками атлантов, так фанатично и непосредственно, что невольно задумаешься, а не инопланетяне ли они в самом деле, как утверждают?..)
Германия - как всегда у немцев, количество и ширпотреб приоритетны перед качеством и стильностью. Ни одной сколь-нибудь примечательной группы в Германии не было вплоть до появления Нины Хаген Бэнда. Тогда же все услышали, каким кошмаром может быть рок, если его исполнить на немецком языке. Впрочем, по сей день немцы и сами считают зашкваром и позором петь на немецком и делают это крайне редко и исподволь, выпуская левые мини-альбомчики в дополнение к англоязычным. Собственно немецкий рок носит издевательское название "краут-рок" ("краут" - сорт немецкой колбасы), то есть буквально - "колбасный рок". Представляет собой унылый прог-минимализм, обязательно англоязычный. На немецком часто картавят в русле дарквейва, а также неофолька (ну, In Extremo). На агрессивном и злобном немецкоязычном индастриэле сделали себе сомнительную славу Rammstein, на которых весь мир смотрел с изумлением, как на обезьян, каким-то образом удравших из зоопарка. Сколь-нибудь примечательную немецкую группу я не могу припомнить даже при сильном желании. Всё строго третьего сорта. Какая-нибудь Эстония возвышается над германией как исполин духа (лол).
Дания - отвязанные хулиганистые датчане, прямые потомки морских пиратов-викингов, предпочитают простые, но экспансивные стили - рокабилли, сайкобилли, стрит-рок и oi! Просто любят оторваться как следует, с бухлом и девками, а затем бегать по улицам в девчачьих розовых кофточках и заблёвывать всё. Классический вечер в Дании.
Норвегия - полная противоположность экспансивным датчанам: замкнутые мазохисты-интроверты, любящие одиночество и чашечку кофе (чаще - самогона собственного изготовления) с какой-нибудь аутичной книжкой. Отсюда истоки их творчества - меланхоличные и мизантропичные темы, иногда с флёром романтицизма. С точки зрения искусства - да, это интересно. Однако может показаться нудным. До появления Блэк-Метала, Норвегия была знаменита благодаря своему уникальному электронному минимализму (успешный проект - исландка Бьёрк).
Исландия - то же, что Норвегия.
Швеция - чопорные, строгие, формальные. Шведы работали во всех техничных стилях метала (дет, треш, спид), - некоторой локальной популярностью пользовался шведский melodic death (также известный как стокгольмский метал), - а в роке отличились знаменитым шведским хардкором (позже - грайндкором). Это также формальный стиль, однако он был доведён до предельных степеней жёсткости. При политической нейтральности официальных властей, шведские рокеры - самые неполиткорректные в Европе. В отличие от насквозь американизированных датчан (по-ходу, это единственная нация в Европе, которая может с гордостью сказать: "Да, мы - капиталисты!"), шведы тяготеют к социализму сталинистского типа и известны как яростные антиамериканисты и анти-НАТОвцы. Также это единственная страна в Европе, в которой важную политическую роль играет Пиратская Партия (ср. с влиянием Партии Зелёных в Германии).
характерные ходы шведского метала
Финляндия - вечные стихийные анархо-примитивисты. Сколачивать прочные политические союзы из финнов - смешная идея. Финны отличились своими бесподобными шуточными группами, пародирующими популярные американские хиты. В Европе их обожают все. В серьёзных стилях финны предпочитают размеренную эпику и склонны к атмосферности. Эта стилистика отлично передаёт суровые северные пейзажи. Тон этих работ обычно холодный, но в них есть душа, прекрасная и чистая.
Эстония - появлявшаяся на карте мира в 1991-м году, эта, так сказать, страна, введшая жёсткие оккупационные порядки в городах, построенных русскими, и на землях, где лет 5000 жили предки русских, известна давними роковыми традициями. Всё это звучит вполне занятно, однако до невозможности слабо. Такое впечатление, что могучие эстонцы находятся на последнем издыхании. При том, что работы весьма интересны, в них заложен, вероятно, самый слабый в Европе потенциал. Вместе с бялярусаи-ляцвиньями и швейцарцами, господа эстонцы представляют троицу европейских слабаков, которых обязательно однажды безжалостно порвут в клочья в нашем весёлом ницшеанском мире... )
Латвия - чего-либо примечательного в роке или в чём-либо латыши, разумеется, не достигли и не достигнут никогда, однако в прибалтийском регионе это была небольшая кузница метала. Вряд ли кто-нибудь в Евросоюзе назовёт хоть одну латышскую группу или хотя бы найдёт эту Латвию на карте, но ещё в Советское время там было много метал-групп. Латыши чужды новаторству и предпочитают, подобно шведам, формальный подход. Отличиться на этом поприще трудно, ибо всё, что можно было отработать, было отработано ещё в 80-х и начале 90-х. Из того, что попадалось мне на растерзание, припоминаю что-то на прусском языке - вот это уже почти интересно. В принципе, лотыши могут попробовать проработать тему, скажем, Прусского Фольк или Пэган метала, но хватит ли им на это ума?..
Литва - ну, Литва в Европе это странный реликтовый уголок с очень архаичным языком и верованиями. Как могло получиться, что не на периферии (скажем, где-нибудь в Сардинии), а именно в гуще исторических событий сохранился самый архаичный народ Европы, - это поистине загадка. Как бы то ни было, литовцы изначально черпали своё творчество из народных истоков. Это касается как рок, так и метал музыки. Что-то из этого даже выходило за пределы Литвы и получало признание и известность, но чего-то выдающегося представлено не было до сих пор. Если пораздумать, то литовцам не нужно особо суетиться - своё маленькое место они уже заняли. Любители ультра-экзотики могут найти для себя пару-тройку занятных вещиц.
Россия - благодаря огромным регионам, в России можно выделить, по крайней мере, пять крупных стилей - Сибирский инди-рок с его чернухой (ГрОб, Оргазм Нострадамуса), рок Юга (Ростовская Готика), рок Севера (фольклор и жёсткие стили в общем русле хардкор-краста Фенноскандии), рок Петербурга (депрессия и меланхолия эстетики белых ночей) и собственно рок Великой Русской Равнины (включая московскую периферию, где никогда ничего интересного не было). Если добавить сюда огромное этническое разнообразие, то картина получится и вовсе колоритной. Общие черты выделить довольно трудно, ибо указанные регионы и совершенно разные этносы создают нечто своё. Из последних крупных проявлений русского рока можно выделить Западносибирскую волну coldwave (Сруб, ploho и др.).
чистый неассоциированный рок в исполнении группы Гранитный Цех (кавер К.Ступина)
Биларуць - традиционно, я называю это страну либо Белоруссия, согласно нормам русского языка, либо Биларуць - вопреки всем нормам; - как серьёзный литератор, работающий в русском ментальном поле в этой жизни, я не собираюсь уродовать этот язык и превращать его в посмешище. Кстати, бяляруцкаму быдлу неплохо бы уяснить, что правильно - Россия, а не "Расiя" (по каким-то слабоумным "правилам"), - потому что от слова "Русь" (греч. "Роуссия"), а не "рась" (нет такого слова). Касаемо бяляруцкай рак-музiки, то она гєўно.
украина - даже мараться об это не хочу.
Польша - одна из самых удивительных сцен Европы. Поляки, как люди умные и хорошо понимающие свою ситуацию или, скорее, участь (даже крайний польский русофоб прекрасно понимает, что без России хищные европейцы Польшу просто порвут и клочка не оставят), сами потешаются над своим своеобразным, скажем так, языком, однако поляки никогда его не стыдились! Несмотря на крайнюю сложность создания композиций именно на польском языке, это успешно удавалось ещё в классическую эпоху и отличное получается и в рок-музыке. Однако развёрнутый текст на польском диктовал и свои требования к композиции, - это лишь моя гипотеза, но я полагаю, что в польском роке был первичным именно польский язык, под который приходилось адаптировать размер рок и метал композиции. Мне известен только ещё один пример, в котором язык определяет размер песни - это случай корейского рока с его характерным слоговым речитативом. Из-за сложности польский грамматики песни на польском языке могут казаться тяжёлыми и громоздкими, но они всегда подаются с необычайной пылкостью, от которой нередко дух захватывает. В качестве примеров я мог бы предложить хорошенько так подгрузиться песнями The Analogs и Skampararas, особенно в их концертном исполнении. Эмоции непередаваемые ) Также поляки знамениты своими очаровательными ностальгическими элегиями, напрямую восходящими к классическим польским романсам.
Ницше называл поляков "французами среди славян", но, на мой взгляд, я не вижу оснований столь уж приподнимать французов... За всю историю рока французы не создали ничего даже близко подобного тому, что в Польше создаётся каждый день в любом городе. Причём забавно, что в каждом же городе все неформалы строго разделены на левых и правых и забавно враждуют во имя своих идеалов. Во Франции же просто дикари тупо громят собственную страну.
Австрия - те ещё чудаки. Австрийцы, породившие некогда своего Мазоха, любят все самые уродливые и извращённые музыкальные формы, какие только можно вообразить. Однако не чужды и классицизму, если вспомнить Angizia с их смесью фортепьянных вариаций Рахманинова и чего-то метал-Готического. Группа никогда не выступала, являясь сборным составом из участников различных коллективов, собиравшихся иногда для студийной работы.
Венгрия - да, вот Венгрия и рок-музыка это очень интересная комбинация, особенно если мы имеем дело ещё и с венгерским языком. Как ни удивительно, но он кажется менее специфичным, чем польский (хотя абсолютно непонятный), и звучит вполне себе уместно. В венграх есть глубина и стиль, их работы тяготеют к Готической эстетике и исполнены непередаваемого магнетизма. Утверждают, что это чуждое холодным европейцам качество, но я всегда считал, что венгры слишком хороши для Европы, потому их работы никогда и не ценили.
На этом обзор европейской рок-музыки можно завершить. В дальнейшем можно написать очерк также и об Африкано-Средиземноморском регионе (Франция, Румыния, Испания, Греция, Италия, Балканы, Кавказ) и Юго-Восточной Азии (Монголия, Китай, Корея, Сингапур, Индонезия, Япония, Таиланд), где также есть свои стилистические особенности.
------------------
Некоторые мои очерки о рок-музыке, написанные ранее:
Блэк-Метал сейчас 1: https://borealisthelema.livejournal.com/88685.html
Блэк-Метал сейчас 2: https://borealisthelema.livejournal.com/88386.html
Industrial: Холод Бездушных Машин: https://alick13.wordpress.com/2018/05/01/industrial-холод-бездушных-машин/
Cro-Mags и Нью-Йоркский Хардкор: https://borealisthelema.livejournal.com/107421.html
Sopor Aeternus: Оно германского традиционализма. Немецкая вещь: https://borealisthelema.livejournal.com/105344.html
Master's Hammer: Пражский мистицизм (полный обзор творчества 1987-2018 гг.): https://borealisthelema.livejournal.com/104413.html
Испанский стиль: https://borealisthelema.livejournal.com/101491.html
Корейский рок versus Японский рок: https://borealisthelema.livejournal.com/90586.html
Африканский гений Cordas Do Sol: https://borealisthelema.livejournal.com/87928.html
История Русского Рока от Рахманинова до Coldwave: https://alick13.wordpress.com/2014/12/17/история-русского-рока-от-рахманинова/
23 малоизвестные или незаслуженно забытые группы русского рока (Часть I): https://borealisthelema.livejournal.com/105909.html
23 малоизвестные или незаслуженно забытые группы русского рока (Часть II): https://borealisthelema.livejournal.com/106570.html
Плюсы и минусы русского рока: https://borealisthelema.livejournal.com/102423.html
Взгляд на философию из андерграунда: https://borealisthelema.livejournal.com/98374.html
Слонёнок Гобо: Помним, Любим, Скорбим: https://borealisthelema.livejournal.com/92502.html
Предельность: https://borealisthelema.livejournal.com/90645.html
"Бабские группы": https://borealisthelema.livejournal.com/90003.html
Краткая характеристика музыкальных стилей по странам: https://borealisthelema.livejournal.com/83980.html
Вундеба, вундефол...: https://borealisthelema.livejournal.com/82458.html
Сид Вишес версус Голштейн-Готторпский: https://borealisthelema.livejournal.com/81481.html
Enya - краткая рецензия: https://borealisthelema.livejournal.com/78445.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий