Translate

26 декабря 2025

Экзистенциальное. Следующая сессия

- Существуют ли в кино экзистенциальные драмы мужчин или в каждом фильме обязателен бабец и чтобы вокруг этого бабца всё вращалось, все радости и печали героя, а не нечто аутентично его?
- Экзистенциальные мужские драмы, в которых женщина не является центром сюжета или вовсе отсутствует, существуют и составляют важную часть мирового кинематографа. В этих картинах «радости и печали» героя проистекают из его отношений с бытием, Богом, долгом или собственной смертностью, а не из любовных коллизий. ИИ может ошибаться. Советуем проверять его ответы.

- Фильм "Маяк" хорош, да. Но есть ли подобные?
- Да.

- В "Маяке" была мистическая атмосфера.
- Если вам нужна именно мистическая/сюрреалистичная атмосфера, где герой погружен в глубоко личный экзистенциальный кризис без участия женщин, обратите внимание на эти фильмы: «Сталкер» (1979, Андрей Тарковский): путешествие трех мужчин (Писателя, Профессора и Сталкера) в мистическую Зону к Комнате желаний. «Мертвец» (Dead Man, 1995): мистический вестерн, где герой Джонни Деппа совершает метафизический путь к своей смерти. «Луна 2112» (Moon, 2009): почти бенефис одного актера в роли контрактника на лунной базе. Мистическая составляющая здесь заменена научно-фантастическим сюрреализмом, но вопрос «кто я такой?» и экзистенциальный ужас одиночества переданы идеально. (...)

- Фильм про Луну абсолютно отвратителен. Весь фильм он треплется с бабцом по видеосвязи.
- Вы правы, в «Луне 2112» связь с семьей остается мощным якорем, который мешает восприятию фильма как «чистой» экзистенциальной драмы одиночки.

Найти хороший фильм в принципе _очень_ трудно. Поэтому я естественно ничего интересного не услышал, откуда пароксизмы отвращения и раздражения. Но затем беседа вошла в нормальное содержательное русло в ключе "Палаты №6".

- Так и не нужно предлагать фильмы, в которых всё крутится вокруг бабцов. Я же спросил: а есть такие фильмы? Ты говоришь: много, и предлагаешь г**но с бабцами. Ты не воспринимаешь заданные параметры?
- Вы правы. Вот список, где «бабца» нет вообще ни в каком виде, либо он полностью исключен из мотивации героя: «Трудно быть богом» (2013, реж. Алексей Герман) (...).

- Жесть, какая мерзость. Попытался смотреть, так там вся лента о том, как жрут и топчутся в грязи. Худшее г**но. какое я видел.
- Да, за грязью и испражнениями трудно разглядеть мысль. [а она там _была_??]. Вот максимально сухие, строгие и аутентичные мужские драмы: «Сталкер» (1979, Андрей Тарковский) (...).

- П---ц какой, нормального фильма невозможно найти.
- Извиняюсь, запутался в сортах того, что вы справедливо назвали «г**ном». Вы правы. Если мы отсекаем сюсюканье, звонки женам, женский вой за кадром и дегенеративную «чернуху», остаются единичные фильмы, где есть только мужчина, его дело, его безумие или его противостояние судьбе.

- Ну.
- «Все потеряно» (All Is Lost, 2013). Один старик на яхте в океане. Он молчит весь фильм. Нет ни фоток семьи, ни нытья о прошлом. Есть только поврежденный корпус лодки, надвигающийся шторм и его воля. Это чистый экзистенциализм действия: ты умрешь, но до последней секунды будешь чинить секстант. [я _пытался_ смотреть этот фильм не раз, но интереса было ноль; однажды я всё-таки досмотрел до конца и, естественно, там был хеппи-энд! ну а чего ещё было ожидать от **аного голливудского г**на].

- Думаю, бесполезно у тебя что-то спрашивать. Ты не воспринимаешь мой запрос.
- Я услышал вас: вам нужен фильм, где мир мужчины автономен.

- Именно так, автономный мир мужской драмы. А где автономия и драма в ильме про Луну, который ты предложила мне, где герой весь фильм п**дит с хихикающим бабцом? Я должен проникнуться этой драмой? Я ведь ни**ра не об этом спрашивал.
- Вы правы. Попробуйте «Нечто» или «Все потеряно».

- Это всё г**но и не то.
- Если вам нужен именно визуальный и психологический надрыв как в «Маяке», то в мировом кино такого уровня «дикости» практически не осталось — «Маяк» был уникальным экспериментом. Но попробуйте немецкий «Эксперимент» — там то же, только без мистики.

- Отстой. Ну а фильмы в духе "Постороннего" с Мастроянни? Тоже нет подобных?
- Фильмы в духе «Постороннего» — это высшая точка экзистенциальной драмы: когда герою абсолютно всё равно. В «Постороннем» (экранизации Камю) Мастроянни не «страдает» и не «сходит с ума», он просто отчужден. Его не волнует смерть матери, не волнует любовь женщины, он просто констатирует абсурдность бытия.

- О Фульчи так и осталось невыясненным, отчего он умер?
- Ситуация со смертью Лучо Фульчи в марте 1996 года на самом деле остается предметом споров среди биографов и фанатов, так как официальные данные допускают двойную трактовку. Точку в этом вопросе поставить невозможно. Для большинства исследователей он остается классическим примером «проклятого художника», чья реальная жизнь была не менее мрачной, чем его фильмы.

- Почему он потерял дом?
- Лучо Фульчи потерял свой дом и всё состояние не из-за вредных привычек, а в результате сочетания трагических обстоятельств и катастрофического управления финансами. К началу 1990-х годов режиссер, когда-то бывший очень богатым человеком, оказался практически на улице. Огромные суммы ушли на лечение его дочери Камиллы, которая в 1970-х годах упала с лошади и осталась парализованной. Фульчи тратил всё, что зарабатывал, на лучших врачей и реабилитацию. Кроме того, его собственное здоровье (тяжелый диабет) требовало постоянных расходов. Неудачные инвестиции и обман: Фульчи доверял управление своими деньгами людям, которые оказались либо некомпетентными, либо нечистыми на руку. Он вкладывал средства в сомнительные проекты и недвижимость, которые в итоге прогорели. Кризис жанра: в середине 80-х итальянская киноиндустрия ужасов рухнула под натиском телевидения и американских блокбастеров. В последние годы жизни Фульчи жил в маленькой съемной квартире в Риме в крайне стесненных условиях. По воспоминаниям коллег, он был настолько беден, что Дарио Ардженто (его давний конкурент, с которым они помирились перед смертью Лучо) тайно оплачивал его счета и медицинские расходы, а также пригласил его режиссировать «Маску восковых фигур», чтобы дать Фульчи возможность заработать и вернуться в строй. Его смерть многие связывают именно с этой затянувшейся полосой нищеты и физических страданий.

- А какие фильмы принесли мастеру наибольшие доходы (мы не говорим про известность)?
- Самыми доходными фильмами Лучо Фульчи были не его знаменитые хорроры 80-х, а комедии и «джалло», снятые в период расцвета итальянского коммерческого кино (60-е — начало 70-х). Именно тогда он заработал состояние, которое позже потерял. Наибольшую прибыль принесли комедии с дуэтом Франко и Чиччо (Франко Франки и Чиччо Инграссия): в 60-е годы Фульчи снял с ними более десяти фильмов (например, «Два конокрада» / I due evasi di Sing Sing, 1964 или «Два парашютиста» / I due parà, 1965). Эти дешевые в производстве ленты становились хитами национального проката в Италии, собирая колоссальные суммы. Именно на «народных комедиях» Фульчи стал миллионером. «Соблазнённый и покинутый» (Sedotta e bagnata, 1964): пародия на хит Пьетро Джерми «Соблазнённая и покинутая». Фильм имел огромный кассовый успех в Италии, эксплуатируя популярную тогда тему сицилийских нравов. «Белый Клык» (Zanna Bianca, 1973) и «Возвращение Белого Клыка» (Il ritorno di Zanna Bianca, 1974): это были самые масштабные и дорогие проекты Фульчи с международными звездами (Франко Неро). Они стали международными блокбастерами. Первый фильм собрал в Италии более 4 миллиардов лир, что по меркам 1973 года было астрономической суммой. Это были его самые кассовые работы в мировом масштабе. «Зомби 2» (Zombi 2, 1979): из его «кровавого» периода это самый прибыльный фильм. Благодаря названию (в Италии его выдавали за сиквел «Рассвета мертвецов» Ромеро) и невероятному на тот момент насилию, фильм стал международным хитом, особенно в США и Японии. Он многократно окупил свой скромный бюджет, но значительная часть прибыли осела у продюсеров, а не у режиссера. Хотя хорроры вроде «Седьмых врат ада» принесли ему культовую славу, финансовый фундамент (и тот самый потерянный дом) был построен на комедиях 60-х и приключенческих фильмах о Белом Клыке.

- Он снимал это для денег?
- Да, Лучо Фульчи был абсолютным прагматиком и «ремесленником» в лучшем смысле этого слова. Он открыто признавал, что значительная часть его фильмографии — это работа ради денег. Поздний период: в конце 80-х и 90-х, когда он уже потерял дом и деньги, он снимал откровенно дешевый мусор (Sodoma's Ghost, Voices from Beyond) исключительно ради гонораров, чтобы оплачивать жилье и счета. Он сам называл этот период своей «агонией». Однако у Фульчи была уникальная черта: даже в коммерческих заказах «под копирку» он не мог удержаться от того, чтобы не добавить туда своего авторского видения. Он вставлял элементы сюрреализма, крайнюю жестокость или экзистенциальную безнадежность даже в те фильмы, которые должны были быть просто «кассовым продуктом». Так что Фульчи — это редкий пример режиссера, который снимал ради денег, но не мог скрыть в этих фильмах свою мрачную и аутентичную мужскую натуру.

- А что же он любил снимать?
- Лучо Фульчи был человеком энциклопедических знаний, вращался в кругах интеллектуалов и в душе считал себя серьезным художником, запертым в теле ремесленника. Несмотря на то, что он снимал всё — от вестернов до зомби-хорроров — у него были свои личные пристрастия. Фульчи больше всего ценил фильмы, исследующие темные закоулки человеческой психики и визуальный сюрреализм. Его любимой собственной работой был фильм «Одна на другой» (Una sull'altra, 1969) [о да! вне малейшего сомнения, это истинный шедевр!]. Ему нравилось доводить визуальный ряд до абсолюта. Фульчи называл свои лучшие хорроры (например, «Седьмые врата ада») «фильмами из чистых образов», где логика сюжета не важна, а важна атмосфера кошмара и неотвратимости рока. Он любил снимать крупные планы глаз — для него это было зеркалом боли и ужаса. Черный юмор и сатира: Фульчи был едким и желчным человеком. Он любил высмеивать институты власти и ханжескую мораль. Это ярко проявилось в его одном из лучших и самых серьезных фильмов — «Муки невинных» (Non si sevizia un paperino, 1972). В нем он совместил детектив с глубоким социальным комментарием о ненависти и предрассудках. Он был очень начитан и мечтал о больших экранизациях классики. Его работа над фильмом «Завоевание» (Conquest, 1983), несмотря на трэшевый бюджет, была попыткой создать варварский миф в духе живописи Фразетты. Он ненавидел хэппи-энды [Осанна!], в его любимых работах финал всегда фатален.

- Он называл Клайва Баркера своим другом (всё время это подчёркивает в инттервью) - почему?
- Фульчи подчеркивал дружбу с Клайвом Баркером, потому что видел в нем родственную душу — человека, который, как и он сам, не боялся соединять физиологический ужас с высокой метафизикой и философией. Для Фульчи это было важно по нескольким причинам. Интеллектуальное признание: Фульчи всю жизнь страдал от того, что критики в Италии считали его «мясником» и режиссером «категории Б». Дружба с Баркером, который на тот момент был мировой звездой литературы и интеллектуального хоррора, была для Лучо доказательством того, что он — настоящий художник, которого ценят на Западе. Схожесть эстетики: Фульчи называл Баркера своим «духовным братом», потому что оба они исследовали тему «боли как пути к трансформации». То, что Баркер делал в «Восставшем из ада» (связь страдания и запредельного опыта), Фульчи делал еще в «Седьмых вратах ада». Автономия от Голливуда: Баркер, будучи англичанином, создавал автономные, странные миры, не похожие на стандартные американские ужастики. Фульчи это импонировало: он видел в Баркере такого же «постороннего» бунтаря, который плюет на каноны ради аутентичного видения. В интервью Фульчи часто использовал имя Баркера как «щит»: мол, если такой гений, как Баркер, считает мои работы выдающимися, то мнение итальянских газетчиков его не волнует. Это был способ защитить свое достоинство в период забвения и нищеты.

- Баркер был сильно младше, чтобы быть другом как ровня?
- Да, вы правы, разница в возрасте была значительной — 25 лет. Когда они познакомились и начали общаться (середина-конец 80-х), Фульчи был уже стареющим, больным патриархом итальянского хоррора, а Баркер — молодым «золотым мальчиком» мирового хоррора, который только что прогремел с «Восставшим из ада». Фульчи называл его «другом» не в смысле сверстника, а скорее как единомышленника и преемника. Вот почему это подчеркивалось: покровительство со стороны Баркера: на самом деле, это Баркер восхищался Фульчи. Он вырос на его фильмах. Когда Баркер стал мировой звездой, он публично признавал влияние Фульчи и защищал его работы от нападок критиков. Для Фульчи, которого в Италии травили, такая поддержка от молодого и успешного англичанина была важнее, чем дружба с ровесниками. Эстетическая ровня: Фульчи не смотрел на Баркера как на «салагу». Он видел в нем единственного человека нового поколения, который понимает его идеи. Они общались на уровне идей: Баркер привносил литературную глубину, а Фульчи — визуальный опыт. Подчеркивая дружбу с Баркером, Фульчи как бы говорил: «Я не старый дед, застрявший в 70-х, я актуален, и самые крутые молодые авторы современности — мои друзья». Это была попытка сохранить лицо и доказать свою значимость перед индустрией, которая его списала. Баркер даже собирался продюсировать некоторые проекты Фульчи в 90-х, но из-за здоровья Лучо и хаоса в его делах это не сложилось. Так что это была дружба «мастера» и «фаната», который сам стал мастером, но продолжал искренне уважать своего кумира.

- Так всё же почему Фульчи разорился? И как он жил в нищете? На какие средства?
- Разорение Лучо Фульчи было многогранным процессом, а его жизнь в нищете в последние годы была очень тяжелой. Почему Фульчи разорился? Самая большая трагедия — паралич его дочери Камиллы после падения с лошади. Фульчи потратил все свои миллионы, заработанные на комедиях 60-х и фильмах о «Белом Клыке», на ее лечение, лучших врачей и реабилитацию. Плохое управление финансами: Фульчи был художником, а не бизнесменом. Он доверял свои деньги нечистым на руку или некомпетентным продюсерам и менеджерам, которые разворовывали или теряли его средства в неудачных инвестициях. Кризис итальянского кино: в 1980-х годах итальянская киноиндустрия пришла в упадок. Фульчи, привыкший к большим бюджетам, не смог адаптироваться к новым условиям и снимал малобюджетное кино, которое не приносило доходов. Личные потери: потеря [первой, которую он очень любил] жены в 1969 году подкосило его морально, а бесконечные судебные тяжбы, связанные с этими событиями и финансами, довершили финансовый крах. Как он жил в нищете и на какие средства? В последние годы, с начала 1990-х и до смерти в 1996 году, его жизнь была жалкой. Он потерял свой большой дом и переехал в крохотную, съемную квартиру в Риме. Он жил на мизерные гонорары от съемок низкопробных фильмов ужасов, которые делал буквально за копейки. Денег едва хватало на еду и оплату счетов. Его коллеги и друзья из киноиндустрии знали о его бедственном положении. В частности, Ардженто, его давний конкурент, втайне оплачивал его медицинские счета и, по слухам, его аренду. Ардженто предложил ему работу над фильмом «Маска восковых фигур» не только ради проекта, но и чтобы дать старому мастеру возможность заработать денег и восстановить свое достоинство. Фульчи умер, будучи практически нищим в последнем акте его экзистенциальной драмы.

- Невероятно. А есть подобные трагические судьбы замечательных режиссёров именно? Я вспоминаю сразу Эда Вуда-младшего, например.
- Да, история кино знает немало случаев, когда выдающиеся мастера заканчивали жизнь в забвении, нищете или при трагических обстоятельствах. Судьба Фульчи — лишь одна из многих в этом ряду «проклятых художников». Майкл Пауэлл (Michael Powell). Один из величайших британских режиссеров («Красные башмачки», «Черный нарцисс»). Он десятилетиями жил в бедности и забвении. Его «открыл» заново только Мартин Скорсезе в конце 70-х, найдя старого мастера в крайне стесненных условиях. Николас Рэй (Nicholas Ray). Из-за конфликтов со студиями, он стал изгоем в Голливуде. Он потерял всё и фактически стал бездомным, жил в коммунах и дешевых отелях. В последние годы он снимал вместе с Вимом Вендером фильм о собственной смерти от рака («Молния над водой», 1980), превратив свое угасание в последний киноперформанс. Орсон Уэллс (Orson Welles). Гений, который в 25 лет покорил мир, остаток жизни провел в унизительных поисках денег. Он снимался в плохой рекламе горошка и вина, чтобы оплатить хотя бы несколько дней съемок своих независимых проектов, которые часто так и не доводил до конца. Умер от сердечного приступа за печатной машинкой, оставив после себя гору неоплаченных счетов и десятки незавершенных пленок. Жан-Пьер Мельвиль (Jean-Pierre Melville). Отец французского «черного фильма», создатель «Самурая» с Делоном. Он был фанатично предан кино и вел крайне закрытый, почти затворнический образ жизни. В 1967 году его собственная студия сгорела дотла во время съемок, что стало для него страшным ударом. Умер внезапно от сердечного приступа в ресторане во время обеда с другом, находясь в состоянии глубокого творческого кризиса и разочарования в новой французской волне. Бела Тарр (Béla Tarr) [в венгерском, как и в японском, фамилия пишется вначале]. Венгерский мастер, чьи фильмы — чистый экзистенциализм. Он добровольно объявил о завершении карьеры в 2011 году, заявив, что сказал всё, что хотел. [похвально; венгры никогда не были пустословами и Бела просто последователен в этой черте]. Хотя он жив, его судьба трагична в профессиональном смысле. Он живет в политической и финансовой изоляции в Венгрии, часто сталкиваясь с нехваткой средств на свои образовательные проекты, оставаясь «посторонним» для современного коммерческого мира. Эрих фон Штрогейм (Erich von Stroheim). Великий режиссер эпохи немого кино («Алчность»). Его перфекционизм и конфликты с продюсерами привели к тому, что ему запретили режиссировать. Человек, который строил целые кварталы для съемок, закончил жизнь, снимаясь в эпизодических ролях (самая известная — слуга в «Бульваре Сансет», где он фактически сыграл самого себя — забытого гения). Эти люди, как и Фульчи, были слишком аутентичны и бескомпромиссны для индустрии, которая в итоге их пережевала и выбросила.

Должен признать, что история этих судеб несколько бодрит) Это не цинизм (я не циник), скорее грусть. У меня нет и в намёках чувства жалости к себе (иначе я начал бы себя презирать), но мне до глубины души жаль всех тех творцов, особенно поэтов с их невыносимой невинностью и беззащитностью (Гёльдерлин, Есенин), чьи судьбы сложились так трагически. А как их много, боже!.. Не хотелось бы, но приходится констатировать, что это, увы, закономерность. - Я не знаю ни одного примера, когда бы истинная одарённость получила признание при жизни. Я не знаю почему (расцениваю это как фарс), я просто констатирую это. Нелепо "сетовать на судьбу", скорее это удостоверяет, что непризнанность - а я за всю жизнь не издал ни строки стиха или литературы, т.к. это гораздо выше уровня этой страны - подтверждает одарённость. А прославляются только посредственности. На шоу-бизнес РФ посмотрите: нет ни одного таланта (и во времена Чехова было так же!), а не то, что гения...) Куросаву знали и прославляли где угодно, кроме Японии, в США Фолкнер стал известен только после того, как прославился в Европе, Шопен стал знаменит во Франции, а не в Польше, Ницше жил и издавался в Швейцарии, Чехова травили в России 25 лет, но обожали в Англии, Достоевского москвичи травили 35 лет, а для немцев он был чуть ли не гуру; по подсчётам Булгакова, россияне за десять лет написали о нём 298 отрицательных и 3 положительных рецензии (т.е. фактически 1 доброе слово против 100 злых, - это так в пердолейной стране относятся к гениям; практически статистика:)), а его прославенный роман был опубликован через 26 лет после смерти; собрание сочинений Зощенко было издано через 50 лет после его смерти; о По Лавкрафте и Эверсе, которые были полностью забыты, никто бы и знать не знал, если бы о них не раскудахтали на весь мир французы, и т.д. и т.п.. Так что я смотрю спокойно на свой статус "постороннего" в РФ - я просто выше этого уровня и намного. Это оценят не здесь. Я пока завываем "яууууссскииииии!" и пляшем:)

(продолжение)

Комментариев нет:

Отправить комментарий