Отвратительное фото, которое даже нечего комментировать
но я не об этом. Подумал в очередной раз, что американские дворняжки, как и немецкий ресентимент, органически не способны к чувствованию паритета. "Души лиричные порывы", так сказать, маэстро волновала не Лу Андреас-Саломе, а Луиза Густавовна фон Саломе (она позже добавит фамилию мужа; на момент знакомства с Ницше она была свободной девушкой - фройляйн фон Саломе, хотя всюду в Европе допускалось и выражение мадемуазель; в России иронично - мамзель, как бы "не совсем мама ещё", юная мамочка)), дочь генерала (в России его называли Густавом Карловичем (по рождению - Густав Людвиг) получил дворянство от Николая I-го в 1830-м году за заслуги перед Отечеством) и французской протестантки (вот так широко разбросало этих беглых французиков - и в Пруссии они были, и в ЮАР, и в США, и в России тоже), - представительницы высшего класса, получившей прекрасное образование, оказавшейся в Швейцарии для санаторного лечения при болезни лёгких; она была редким примером, воспринявшим три европейские культуры как родные - русскую, немецкую и французскую. Это был один из аспектов, который показался занятным Ницше, но, естественно, я не собираюсь никак касаться этого эпизода. Ницше был довольно нелеп, скажем так. (Несмотря на впечатление человека отстранённого, мысль о женитьбе периодически посещала его, но сама идея о бюргерской жизни претила ему категорическим образом; он не принадлежал семье, не принадлежал никакому государству, не имел надобности добывать средства к существованию (у него была пожизненная профессорская пенсия), он не был "тружеником пера" и презирал писак, он не был даже философом (он был вольнодумцем), - так с чего бы он стал рабом каблука? вот уж дудки! да, он, может быть, обрёл бы подругу жизни где-нибудь на войне или, не знаю, в кораблекрушении - словом, в какой-то ницшеанской ситуации, которая связала бы его с какой-нибудь милашкой огнём страсти - на гибельном краю, когда всё по-настоящему, но, боже, не в рутине быта, не в этом тупом коровьем ням-ням!).
Прозвище Лу - дружеское и вообще семейное; - непостижимо, как можно ТАК называть человека формально? Невероятно! Но у дворняжек отсутствует этот паритет, который в принципе естественен при наличии благородства. Ясно, что именование князя Кропоткина или графа Толстого без титулов (на самом деле это обязательно при наличии таковых), фамильярное обращение по имени (как "приятельское" с чего-то именование Чехова Антоном у англичан; у русских - либо полное имя - Антон Павлович Чехов, - либо только фамилия, либо только имя и отчество, либо сокращение - А.П. Чехов; сам он предпочитал обращение "доктор Чехов", подразумевая тем самым принадлежность к интеллигенции, которая в его время считалась носителем культуры и прогрессивных, в частности поддерживаемых Чеховым евгенических взглядов*) или вот это архивульгарнейшее _Лу Саломе_ вне полного имени и аристократического префикса, - это всё мелочи или незначительные частности для дворняжек, но на самом деле как раз фундаментально. Сколько я ни читал всякой разной писанины, даже при иммунитете и привычке я всякий раз несколько цеплялся за всё это, будто за колючки какие-то. Английскую биографию Чехова я бросил читать, когда вдруг понял, когда история дошла до поездки на Сахалин - Чехову было уже 30 лет, - что плебейские английские душонки так и будут именовать его фамильярно по имени Антоном. Нет уж, такое хамство я терпеть не намереваюсь. С какого возраста формально требуется обращение по имени-отчеству? Ну, если речь о дворянах, то с пелёнок, а если речь о прочих, то, скажем, если это доктор, то - с получения диплома (Чехов был доктором с 24-х лет), в случае с Ницше это было получение профессорского звания, в случае военных - с момента получения звания офицера, для солдата - после службы или участия в войне (уже ветеран в 24 года), ну и так далее. Обычно это возраст примерно 25 лет, но это не формально, в той же Польше приучают к обращению на "Вы" с раннего детства, поэтому там и дети между собой все на "Вы". Это нормально! Соответственно, полное имя и, конечно же, аристократический префикс (а тем более титул) - естественная норма обращения. Всё это, понятно, атрибуты культурного общества, а поскольку в США никогда не было культуры, вот поэтому у них и президентов называют Джимми, Билли и Донни, как собачонок паршивых; они и есть собачонки - отвернулся и забыл, какая там морда у американской дворняжки (а если и запомнится, то какой-то редкостной даже для США дисгармоничностью, почти инфернальным кадаврическим уродством). В Европе же буржуазное фамильярство всегда было свойственно англичанам. Почему - ну, Ницше полагал, что англичане это "ошибка эволюции" в том смысле, что они не заслужили право на существование, будучи отрезанными от континента этим естественным рвом в виде Ла-Манша. Не будь его, Англию триста раз стёрли бы с лица земли - испанцы, французы, немцы и, конечно же, русские, ведь англичане трижды имели наглость соваться на нашу Русь Святую, а этого мы не простим никогда (не шутка):) Англия - это буржуазное недоумение, нелепица, ошибка природы. Поэтому там не было той воинственной культуры, которая ковалась в сильных народах Европы в условиях практически беспрерывных войн. Англия же лишь "участвовала" - и притом как бездарно! (напоминаю, что выражение "мясная атака" появилось в годы Крымской войны, когда англичане пьяной гнилозубой ордой бежали по открытым полям, изничтожаемые нашей артиллерией с высоких сопок, из-за чего поля были буквально усыпаны английским мясом), - но самой ей ничего не угрожало. Мощный флот оберегал её, но это изначально была противоестественная ситуация. Слабые народы исчезли, слабые страны были поглощены, спорные территории свирепо отбиты Огнём и Мечом. - Всё честно, - жестоко, но честно. Тут нет речи о морали или правоте, а только о силе и воле. Это и есть правота. - Так это представляется с точки зрения как Ницше лично, так и ницшеанства в принципе.
Война прекрасна, потому что именно она выковывает аристократию; аристократия же создаёт благородную культуру, а культура воспитывает народ, дабы возвышался он над природным скотством, недостойным человека, - так создавалась с самого начала, с Индии, Парфии, Хорезма, Согдианы и Персии, Патриархальные индоевропейские государства (5-3 тысячелетия до н.э.). Английская аристократия - это не военная, рыцарская аристократия Европы, а всего лишь "джентли" - богатые помещики, которые купили (!) себе право на дворянство. - Так откуда же у них возьмётся благородная мораль? Только буржуазная, мещанская. Поэтому англичане это самая не-ницшеанская народность Европы, откровенно даже антиницшеанская, антиаристократическая, потому что противоположность дворянину не крестьянин (в нём много благородства и он может стать дворянином, если отличится на поле битвы или на государственной службе; или взять русский романс - это не что иное, как чуть-чуть облагороженная народная песня (её можно слышать и в академической музыке у Глинки, Чайковского и Стравинского (пардон, я не специально перечислил поляков именно, случайно:))), равно как итальянская опера - это просто развёрнутые аранжировки народных песен, мелодии всё те же, родные), а буржуа. Англия таким образом оказалась в оппозиции Европе - по указанным причинам. Американский же сброд это просто "клоака народов", о ней нечего даже и говорить; там не было даже холопского "дворянства" джентли, а просто денежные мешки - кто богаче, тот и "знать". Смешно! США появилось тогда, когда эпоха рыцарской аристократии уже закончилась. В Японии благородное сословие продержалось дольше (до середины XIX-го века), а в Индии, напротив, кастовое общество завершилось ещё в XV-м веке, хотя и сейчас там остались формальные представители каст, но без каких-либо привилегий или полномочий (просто фамилии помнят своих благородных предков - раджей и брахманов); нынешний премьер-министр Индии (должность раджи - великого князя) Моди происходит из низкой касты.
Завершая тему, отмечу, что это удивительное игнорирование благородного происхождения, выраженное в упомянутых выше аспектах, напрямую связано с "всеобщностью" матриархата. То, что сама милашка Луиза Густавовна фон Саломе, как много нагадившая патриархату (тому немногому, что ещё оставалось кое-как, пока не умерли Ницше и Уайлд, всё же сохранявшие гордость и достоинство европейских мужчин), оказалась также обезличенной и "одворняженной", так это просто очередной фарс:) Ей было дано изначально много, она была великолепна сама по-себе, но матриархат равно губителен как для мужчин, так и для женщин, если в них есть хоть толика превосходного. Она могла бы быть музой поэта, а стала безличной дешёвкой. Ницше понял её и отвернулся к своим Святым Небесам.
________
* устаревшая теория, согласно которой возможно воспитать благородную "породу" людей; к большому сожалению, ни интеллект, ни культура по наследству не передаются (аристократия, как носитель культуры и ума, всегда тщательно скрывала своих идиотов, а от падших категорически открещивалась, таким образом сохраняя видимость превосходного монолита, хотя это было не так - не было наследования всего этого, а только воспитание; некоторые, впрочем, чисто внешние черты, вроде высокого роста (рус. "знатный рост"), Античного профиля и атлетического сложения, что вкупе создавало впечатление какого-то божественного совершенства и безупречности, действительно "выводились" методом "скрещивания" для достижения благородного облика); поэтому всякое поколение можно обрисовать волнами, на вершине которых горстка людей одарённых от рождения, а внизу - абсолютно подавляющее количество быдлоты, рыгающей пивом и слушающей шансон с рэпом; именно поэтому нет ни малейшей надобности что-то творить - превосходных шедевров сколько угодно в любом поколении, но это просто не нужно "массам"


Комментариев нет:
Отправить комментарий